Как паблик-арт меняет городское пространство и сознание горожан

Номинация «Уличная мебель»

I место: Эльдар Хасанов, Алматы

Антивандальный, эргономичный и экономичный «Урбан-трон» позволяет укрыться от ветра, шума и посторонних взоров. Эту мебель можно делать из дерева или переработанного пластика, форма позволяет интегрировать любые брендовые элементы.

II место: Никита Асадов, Москва

«Урнобол» – ироничная «муcорно-спортивная» конструкция, которая призвана напоминать жителям района о том, что чистота наших улиц и дворов зависит, в первую очередь, от нашего отношения к своему городу.

III место: Артемий Шаронов, Санкт-Петербург

«Точка» – это и парковка для велосипедов, и место отдыха, и точка связи. Крыша этой конструкции оборудована солнечными батареями, а подсветка – светодиодная. Конструкция предполагает: точку доступа wi-fi, кнопку связи с МЧС, цифровое табло с актуальной городской информацией, контейнеры для раздельного сбора мусора, порты для зарядки для мобильных устройств.

Номинация «Детская площадка»

I место: Екатерина Никитина, Санкт-Петербург Многофункциональная игровая площадка для детей разных возрастов, подходящая для игр в любое время года: имеется пространство под навесом, есть сфера для лазания, зимой она превращающаяся в горку. Универсальные бионические абрисы конструкции отлично впишутся в любой городской ландшафт.

II место: Илья Трушевский, Егорьевск

Вдохновением для проекта послужил образ сказочного дуба из пушкинского Лукоморья. На площадке имеются веревки для лазания и качели, огромное гнездо в ветвях, турники, шведская стенка, скалодром и другие приспособления для активного отдыха. Предполагается, что «дуб» будет оснащен медиасистемой, транслирующей классическую музыку и рассказы, в том числе сказки Пушкина.

III место: Дарья Ефремова, Екатеринбург

Детская площадка «Гнёзда» предлагает множество вариантов для игр: дети могут передвигаться по ажурным переходам, преодолевать полосу препятствий, взбираться по канатной сетке, а также спускаться с горок.

Реклама страховых компаний

Как ни странно, но страхование было чуть ли не самым популярным бизнесом в Российской Империи.

На первом плакате по тем временам сумма, конечно, внушительная, а если пересчитать её с учётом инфляции на текущий год, капитализация общества окажется просто астрономической. Только, вот, непонятно, какова была сумма страховых взносов?

Реклама страхового общества «Россия».

Плакат Санкт-Петербургского Страхового общества.

Эта страховая компания, конечно, «победнее», но получить компенсацию в случае пожара, наверняка, мечтал каждый богатый владелец дома.

Реклама страхового агентства «Якорь».

Весьма странное сочетание – японский наряд на девушке на фоне православной церкви и корабельного якоря. Но, согласитесь, название громкое, да ещё и головной офис в Москве – не удивительно, что общество вызывало доверие у многих.

Страхование «Земское».

Реклама этого страховщика из Костромы, скорее всего, вызывала недоумение простого тёмного люда. Обилие графиков и статистических данных понимал далеко не каждый.

Как развивается паблик-арт в России

В России паблик-арт скорее проявляется в граффити. Но чаще всего оно ограничивается им же, их необходимо согласовывать бесконечное количество раз. Часто администрация городов воспринимает паблик-арт как украшение к празднику — какие-то арки, клумбы, сцены. Но это не искусство, а просто комфортное обустройство среды. Есть отдельные островки, люди, которые точечно меняют пространство, но пока что это не единое поле, каждый воюет на своей территории. Мало поддержки как со стороны властей, так и со стороны жителей. Они пока что не привыкли к этому. Но эта проблема есть не только в России. Британский скульптор создал инсталляцию на пляже — люди, постепенно уходящие в воду. Одни говорили, что Гормли уродует пляж, другие просили оставить объект и утверждали, что это придает идентичность городу. Всегда будут противоречивые мнения, а художник находится между ними.

Не все города готовы принять паблик-арт. Есть архитекторы, но они скорее занимаются благоустройством, их деятельность направлена на комфорт. Художник уже находится на другом уровне, и ему нужно вывести прохожего из этого комфорта, придать смысл пространству.

Изобразительные вывески

Вывески с рисунками стали популярными во второй половине XIX века, они играли роль витрины, показывая товары.

«До перехода вывески на живописное изображение вывешивались на воротах домов и торговых помещений самые предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, колесо — щепника, обруч — бондаря, кожа — сыромятника. Такого сорта реклама давным-давно имела место и в Западной Европе, но от неё там перешли к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную. Удобство и броскость живописной вывески вытесняли предметную, и за девятнадцатый век цех вывесочников разросся по всей стране».

художник Кузьма Петров-Водкин

Особенно интересны вывески продуктовых лавок, на которых горками были сложены фрукты, овощи, мясные изделия, сыры, хлеба и другие товары.

В середине XIX века появились мастера и целые артели, которые специализировались на создании вывесок. К ним обращались мелкие торговцы и предприниматели. Например, художник Константин Грушин держал мастерскую, где расписывал вывески в очень реалистичном стиле.

Вывески К. Грушина для магазина фруктов и мяса на Николаевской улице (сейчас ул. Марата) в Санкт-Петербурге и другие вывески мастерской К. Грушина. Фото: Повелихина, А., Ковтун, Е. «Русская живописная вывеска и художники авангарда / издательство «Аврора»Вывески продуктовой лавки работы мастерской К. Грушина в Санкт-Петербурге. Начало XX века. Изображение: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений / издательство «Прогресс-Традиция»

Реалистично писали не только еду, но и одежду. Например, такие вывески делала мастерская Василия Степанова.

Художник B. C. Степанов. Рекламные щиты лавки Ф. Кузьмина в Апраксином дворе в Петербурге. Начало XX века. Изображение: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений / издательство «Прогресс-Традиция»
Вывеска магазина одежды на Андреевском спуске. Киев, 1900‑е годы. Фото: Wikimedia Commons

На вывесках булочной, как правило, изображали изделия, расположенные симметрично, пирамидой. Длинные хлеба ставили треугольником, круглые — складывали стопкой. Фон был тёмный, и на нём ярко выделялись оранжево-коричневые булки и буханки.

Вывеска хлебной лавки. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»

Так же симметрично на вывесках «раскладывали» любые товары.

Вывеска бакалейной лавки. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»
Вывески гастрономических лавок. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»

Сложилось привычное оформление магазина: над входом располагали горизонтальную вывеску с текстом, по бокам — живописные «витрины» с изображением товаров. Если магазин занимал сразу несколько окон, то вывески были в каждом простенке.

Рисованная реклама лавки Н. Ф. Рудкевича в Моршанске. Открытка начала XX века. Фото: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений» / издательство «Прогресс-Традиция»
Молочная лавка в Санкт-Петербурге. Источник
Вывески кожевенной лавки на Николаевской улице. Санкт-Петербург. 1880‑е годы. Фото: журнал «Антиквар»
Оформление бакалейной лавки в Санкт-Петербурге. Фото: Светлов С. Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия / издательство «Гиперион»

Забавная реклама выставок и массовых мероприятий

Про мероприятия тоже нужно было сообщить народу. Как говорится, не пищей единой, нам зрелища подавай.

Анонс Первой промышленно-кулинарной выставки в Санкт-Петербурге.

Интересно, какая публика допускалась до этой выставки? Скорее всего, бедные крестьяне и рабочие ждали её начала, чтобы бесплатно полакомиться русскими деликатесами.

Сегодня такой праздник жизни можно встретить чуть ли не в каждом гипермаркете – девчонки в коротких юбках с улыбкой прикармливают голодных после работы граждан колбасой, печеньем, сырами и другими вкусностями.

Афиша 4-й Международной Автомобильной выставки под покровительством Императора.

Неужели в 1913 году мировой и отечественный автопром был настолько развит, чтобы устраивать публичный показ его новых моделей? Впрочем, наверняка, зевак собиралось немало – 100 с лишним лет назад автомобиль был настоящим «чудом на колёсах».

Афиша дореволюционного концерта.

Ну куда же в начале прошлого века без танцев и концертов? Императорский двор никогда не жалел казённых рублей на организацию столь пышных мероприятий.

Афиша цирка Чинизелли.

Надо сказать, что Петербург буквально гудел от обилия веселых мероприятий, и, как и сегодня, в царские времена дети и взрослые с удовольствием и замиранием сердца следили за ловкими акробатами, смешными клоунами и бесстрашными дрессировщиками на арене цирка.

Номинация «Арт-объект»

I место: Анна Бычкова, Москва

«Маяк» – арт-объект для коммуникации. Взаимодействуя с объектом, человек перестает чувствовать себя одиноким, он как бы посылает сигналы, разговаривает с городским пространством. Барабан крутится, свет мелькает, возникает невербальный диалог человека и города.

II место: Владимир Иванов, Санкт-Петербург

Dream – стул-светильник для городских мечтателей. В тёмное время объект светится и создает особую атмосферу библиотечного уюта. Дома вокруг становятся похожи на большие стеллажи с книгами.

III место: Анна Гусева, Москва

Кинетическая скульптура «Звуки города» поддерживает главную архитектурную тему Крымской набережной. Здесь соединяются потоки воздуха, воды, транспорта и пешеходов. Реагируя на городской шум, арт-объект визуализирует его как эквалайзер. В «спокойном» состоянии скульптура работает как светильник.

Почему музейное искусство и паблик-арт — разные вещи

Мы ездим в центр города за эстетическим наслаждением, за красивой архитектурой. В спальный район же никто не поедет специально. А паблик-арт может это изменить. Когда я запустила свой первый проект «Спальный район», то поняла, что все может быть наоборот и люди будут ездить в Чертаново или Жулебино за положительными впечатлениями.

Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. В музее зритель уже твой, он подготовлен и имеет конкретную цель

В городском пространстве совершенно другие законы. И тебе нужно не просто остановить человека, а заставить его подумать, почему этот объект здесь появился и для чего.

Поэтому перенести арт-объект из музея на улицу невозможно. Там совершенно другие правила. Выход в городское пространство — это вызов. Тебе нужно быть не просто художником, но и архитектором, инженером. Необходимо учитывать особенности климата, погоды, людей, которые здесь живут

В музее у художника скорее цель самовыражения, в паблик-арте же все ваши силы направлены на то, чтобы удержать внимание прохожего и превратить его в зрителя

Паблик-арт меняет мышление людей, которые живут в этом районе. Они воспринимают его не как спальное место или же район для прогулки: люди понимают, что окружающая их среда может быть интересной и ее можно улучшить. Например, в «Спальном районе» постоянно ломалась одна из кроватей. Один из жителей самостоятельно пришел чинить арт-объект, он начал чувствовать ответственность за место, в котором он живет. Благодаря паблик-арту ты как художник понимаешь, что у тебя не просто есть возможность самовыражения, а возможность влияния.

Проект «Море спального района»

Еще одна непростая задача, которая стоит перед художником, — сделать пространство . С одной стороны, арт-объект не должен сразу считываться: им необходимо озадачить публику. Но с другой — инсталляция делает место идентичным.

Для того чтобы зацепить человека, необходимо сделать его сопричастным к созданию арт-объекта. Я создавала проект для «МедиаДвора» в НИУ ВШЭ. Раньше возле корпуса находился склад с различными хозяйственными объектами и между этими коробками, железками стояли студенты. Я решила вовлечь их в создание своего же пространства — они подобрали различные высказывания о медиа, которые я уже как художник составляла.

На территории всего двора находится моя материнская плата, которая связывает арт-объекты и автоматически вовлекает человека в арт-пространство. Теперь «МедиаДвор» стал знаковым местом для студентов не только с факультета медиа.

Один из сложных проектов я реализовывала в Морозовской больнице для детей. Все-таки ребенок находится в чуждой для него среде — а ее нужно сделать дружелюбной, чтобы лечение и нахождение в этом здании было не наказанием, а, наоборот, благом. Кроме того, сейчас детей не удивишь мультяшными изображениями. Нужны новые необычные решения, способные отвлечь от телефона. Это была не просто выставка, а внедрение искусства в пространство.

Другой пример того, как люди могут быть вовлечены в искусство, — это проект «Карта памяти» на ЦТИ «Фабрика». Я придумала форму, а контент создавал сам коллектив. Они собирали знаковые слова, которые и заполняли карту памяти.

Этой весной в период самоизоляции я запустила проект и сделала его вместе с жителями, которые были включены в пространство. Сделала на заборе сетку из пазлов и раздала их людям, они разукрашивали эти фрагменты. Меня поразила готовность людей включиться в арт-объект. Изоляция закончилась, а забор продолжается — люди предлагают его продлить и разукрасить.

Шрифтовые вывески

Лаконичный текст на первых этажах

Историю вывесок проследим на примере Санкт-Петербурга и Москвы — сохранилось много изображений с видами этих городов.

Например, на панораме Санкт-Петербурга авторства Василия Садовникова видно, что в первой половине XIX века вывески располагали в основном на уровне первого этажа, они были небольшого размера и однотипны — ленты надписей с названиями магазинов и контор.

Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017

Стиль вывесок был лаконичным из-за распоряжения правительственной Камер-коллегии от 1749 года: «Прекратить малевание и ограничиться надписями типа „В сем доме питейная продажа“, „В сем доме табачная продажа“».

«Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностью изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самих магазинах».

Из повести Николая Гоголя «Невский проспект»

В это время вывески уже частично нарушали ритм строгих регулярных фасадов, потому что в основном занимали одно или несколько окон или входную дверь. Встречались не только текстовые, но и небольшие вывески с изображениями.

Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017
Иногда вывески занимали и второй этаж. Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017

Привычными были надписи на французском, английском и немецком языках. Их делали как русские владельцы магазинов, работающие с европейскими поставщиками, так и сами иностранцы, которые вели дела в России.

Часто за выходцами из отдельных стран закреплялись конкретные отрасли. Например, немцы торговали техническими товарами и оптическими, хирургическими инструментами. Французы держали дома моды, парикмахерские и кондитерские.

Самая запоминающаяся реклама продуктов питания

Рекламы продуктов и напитков было много. Обычно на них изображались женщины-хозяйки, либо счастливые мужчины, поедающие различные вкусности.

Консервы товарищества Иосифа С. Кефели.

Аристократ, с огромным удовольствием поедающий консервы, вызывал у покупателей неистовое желание купить что-то от крымской фабрики и к своему столу. Лично я после такого плаката тоже открыла баночку Рижских шпрот, пытаясь его скопировать.

Мясной экстракт Либиха.

А вы думали, что приправы из мяса пришли на кухню к нашим хозяйкам лишь при появлении в широком доступе первых продуктов из-за рубежа? Нет, они были еще до революции, но состав, скорее всего, был другой, более натуральный.

Напитки «Заря» от треста «Дрожжпивспирт».

Да, привычной «Кока-колы» в дореволюционной России, конечно, ещё не было, но это вовсе не означало, что в ресторане не подавали вкусные прохладительные напитки.

Хочется попробовать, как мне кажется, напиток был похож на «Тархун» или «Колокольчик», только как теперь это уже узнать?

Пиво «Трёхгорное».

Ну а как ещё было отучить народ от привычных им горячительных напитков? Постепенно по всей стране в моду входило пиво, повсюду открывались фабрики, и в каждом холодильнике можно было встретить литр-другой пенного.

В принципе, за 100 лет ничего и не поменялось, разве что холодильники стали вместительней.

Реклама русского кофе «Богатырь».

Как ни странно, но привычка пить крепкий кофе по утрам зародилась ещё в царской России, и наверняка его качеству могли бы позавидовать сегодняшние растворимые суррогаты. По мне – это странно, потому что все русские писатели и поэты рассказывали о чаепитиях, а вот о кофе почти ничего.

Ну и куда же без предметов домашнего обихода

Много дореволюционной рекламы сделано специально для женщин. На этих плакатах обычно изображены красотки в нарядах того времени. Так рекламировали косметику, средства гигиены, духи.

Реклама туалетного мыла.

Интересно, как понять, что эта аристократичная особа рекламирует именно туалетное мыло, если убрать соответствующую надпись с плаката?

Плакат с импортной печатной машинкой «Ундервуд».

Ну куда же в дореволюционной России без импорта из США? Да, такой аналог современного ноутбука должен был непременно стоять в кабинете каждого образованного человека, при условии, что он мог себе это позволить. Разумеется – удовольствие не из дешёвых.

Реклама дореволюционного парфюма.

Странный плакат, не находите? Можно держать пари, продукция этой фабрики была экономкласса, а не аналогом французских духов. Иначе стали бы рекламщики изображать простого деревенского парня с ящиком парфюма?

Пилюли «Ара».

Интересно, от какого недуга спасали эти пилюли «Ара»? Но заявление производителя звучало весьма громко, стало быть, от покупателей не было отбоя.

Как видите, «двигатель торговли» в императорской России работал на полную мощность. Да и сама реклама была довольно запоминающаяся, ведь на тот момент пока ещё не были изобретены такие тонкости, как 25 кадр или техника НЛП.

Согласитесь, дорогие читатели, реклама «цепляет», а доля юмора всегда привлекает клиента, заставляет улыбнуться и с удовольствием приобрести товар.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебельный VAG
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: