10 величайших произведений искусства

Курт Кобейн


Курт Кобейн

В родном городе бессменного лидера Nirvana — в Абердине, установлен своеобразный, но очень символичный памятник в виде гитары музыканта. Его открытие было проведено в 2011 году, спустя ровно семнадцать лет со дня смерти Курта Кобейна… На шестиструнном инструменте красуется изогнутая металлическая лента, на которой витиеватыми иероглифами выгравированы слова из песни вокалиста «On a Plain».


Абердин, США

Здесь же, на родине музыканта можно встретить ещё один памятник. Любопытно, но его установку долгое время не могли согласовать с властями. Однако армия горячих поклонников одержала победу! В 2015 году мэр города — Билл Симпсон — провозгласил день открытия статуи, 20 февраля, Днём Курта Кобейна. Сложно представить, сколько радости испытали тогда поклонники музыканта: и памятник наконец-то поставили, да ещё и внесли этот день в календарь красным цветом…

«Терракотовая армия» в Китае

Уникальное произведение искусства представляет собой более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей в натуральную величину. Оно располагается рядом с некрополем императора династии Цинь в городе Сиань. Китайский правитель Цинь Шихуанди ушел в мир иной в 210 году до нашей эры. Вместе с ним были погребены его драгоценности, 48 наложниц и керамические статуи воинов, которые служили подтверждением властных амбиций императора в потустороннем мире.

Захоронение обнаружили только в 1974 году при бурении артезианской скважины. Раскопки ведутся и в настоящее время. По оценкам исследователей, «Терракотовая армия» включает статуи 8000 тысяч воинов, 520 лошадей и 150 кавалерийских лошадей, а также 130 бронзовых колесниц. Примечательно, что каждая человеческая скульптура имеет свои особенности, индивидуальные черты лица. Кроме того, солдаты «Терракотовой армии» различаются между собой видом вооружения, воинским чином. Вес одной человеческой статуи — 130 кг, а лошади — 200 кг.

«Звездная ночь» Винсента Ван Гога

«Звездная ночь» — самая известная работа голландского художника и яркого представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога. Он создал ее в 1889 году буквально за один день. На картине изображен вид на деревню Сен-Реми, который художник воспроизвел по памяти, находясь неподалеку от этого места в больнице для душевнобольных. «Звездная ночь» относится к серии ночных видов, состоящей из нескольких работ Ван Гога. В частности, она отчетливо перекликается с картиной «Звездная ночь над Роной».

Как известно, слава и признание пришли к великому художнику только после смерти. «Звездная ночь» досталась в наследство брату Винсента, а затем перешла к его вдове. Около 40 лет картина кочевала по частным коллекциям, пока в 1941 ее не приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи был итальянским художником, скульптором, математиком и изобретателем, а так же занимался изысканиями в архитектуре, науке, музыке, инженерном деле, астрономии, геологии и многих других областях. Именно поэтому он получил имя “Человек эпохи возрождения”, так как обладал знаниями практически во всех областях, доступных в то время. Вероятно, самым известным его полотном можно назвать “Мону Лизу” (1503-1506), которая считается самой посещаемой, узнаваемой и пародируемой картиной за свою историю.

Причиной её популярности является неуловимая загадочность, таинственная улыбка изображённой на портрете девушки. Многие историки, впервые увидев эту картину, описали её как нечто, чего ни одна фотография не могла бы запечатлеть. Считается, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, жена Франческо дель Джокондо. Итальянское название “Моны Лизы” — “La Gioconda”, что означает “jocund” (счастливый или живой, что можно считать игрой слов с фамилией семьи – Giocondo. Французское название картины, “La Joconde”, имеет то же значение).

Популярное за 7 дней

Почему 26-й псалом читается в опасностях и гонениях? В чем его сила? Как правильно читать?
21.02.22 13:51

Что значит проклятие человека до третьего колена и благословение до седьмого?
21.02.22 11:15

Митр. Антоний (Паканич) об опасной и скрытой болезни души
16.02.22 19:08

Феодор Стратилат и 3 мужских урока от великомученика
21.02.22 09:57

Исидор Пелусиот: 4 совета преподобного на все случаи жизни
17.02.22 13:13

Цена душевного покоя
18.02.22 14:54

18 февраля — день памяти святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
18.02.22 08:56

16 февраля — день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
16.02.22 08:23

Зачем православным так много постов?
17.02.22 20:07

Неделя о блудном сыне: не пора ли нам всем вернуться домой?
18.02.22 15:44

Ронни Дио


Фредди Меркьюри, Монтрё

Ронни Джеймс Дио — один из самых легендарных рок-музыкантов, которых только видывала мировая сцена. Неудивительно, что он попал в нашу подборку, а вернее — его памятник, которые величаво возвышается на колоритных просторах Болгарии, курортного городка Каварна. Интересно, что его открытию поспособствовал не кто-нибудь, а сам мэр города. Позже он также выступил главным организатором ежегодных рок-фестивалей. Что касается памятника, то он был установлен вскоре после смерти Дио, а если быть точным — уже через пять месяцев…


Каварна, Болгария

Некогда Ронни Дио стал одним из первых легендарных рок-музыкантов, выступивших в Каварне целых пять раз! Столько же выступлений культовая икона рок-н-ролла дала и во всей Болгарии…

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Бангкок

anekoho/Shutterstock

Официальное название Бангкок в переводе с тайского означает «город ангелов».

Кстати:

А вы знали, что настоящее название Бангкока — Крунг-Тхеп, что в переводе означает «Город ангелов»? Но это лишь часть полного наименования города, которое занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное название населенного пункта – оно включает 30 слов и звучит более чем величественно: «Город ангелов, великий город, город – вечное сокровище, неприступный город Бога Индры (God Indra), величественная столица мира, одаренная девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный королевский дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощенный бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном (Vishnukarn)».

На языке оригинала и в несколько сокращенном виде это выглядит следующим образом: Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит.

Полное название дети обязательно учат в школе наизусть.

Афины

@Global NEST

По одной из версий, назван в честь Афины, богини мудрости и знаний, воительницы, в греческой мифологии. Она и владыка морей Посейдон состязались за право быть покровителем города, и оно в итоге досталось Афине.

Город назван в честь богини мудрости и знаний, воительницы Афины-Паллады. По древнегреческой мифологии, это название город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Известно, что первый царь Афин Кекроп, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города. Первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник воды, бесценный для этих мест. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлен подарком Афины и выбрал ее в качестве покровителя города.

Сюжет древнего эпоса

Авторы древнего текста начинают свой рассказ с представления о начале мира. Они пишут, что когда еще ничего не было создано, в великом хаосе Тиамат (соленая вода), Апсу (пресная вода) и Мумму (облако) были единым целым и находились в беспорядочном состоянии:

Когда вверху не названо небо,А суша внизу была безымянна,Апсу первородный, всесотворитель,Праматерь Тиамат, что все породила.Воды свои воедино мешали,Тростниковых загонов тогда еще не было,Когда из богов никого еще не было,Ничто не названо, судьбой не отмечено,Тогда в недрах зародились боги…

Когда Апсу и Тиамат смешали свои воды, на свет появились Лахаму и Лахму, олицетворяющие ил, затем они породили божеств Кишара и Аншара — горизонты земли и неба, те в свою очередь бога неба Ану, а он — Энки, бога подземного мира.


Фото: Британский музей, Лондон/ Глиняная табличка, найденная при раскопках в XIX веке. Нововавилонское царство, в котором царствовал Навуходоносор II, 605-562 гг. до н.э.

После этого Апсу и Тиамат зачали ряд “малых богов”, которые были очень буйными и веселыми. Они настолько сильно досаждали своим родителям, что те захотели от них избавиться.

Могущественные боги Лахаму, Лахма, Кишара, Аншара, Ану и Энки были шокированы этой новостью и решили не допустить убийства любой ценой. Энки придумал способ, как остановить жестоких родственников. Он хитростью парализовал Мумму, а затем усыпил и убил Апсу, после чего спустился в глубины подземного мира в свой храм и со своей супругой зачал смелого и сильного Мардука:

Немыслимо облик его совершенен —Трудно понять, невозможно представить.Четыре глаза, четыре уха!Он рот раскроет — изо рта его пламя!Он вчетырежды слышит мудрейшим слухом,И всевидящи очи — все прозревают!Средь богов высочайший, прекраснейший станом,Мышцами мощен, ростом всех выше…

Тиамат, узнав о предательстве, решила наказать заговорщиков и объявила им войну. Чтобы проучить богов, она породила ужасных змей и свирепых драконов:

Остры их зубы, их клыки беспощадны!Она ядом, как кровью, их тела напитала,В ужас драконов свирепых одела…

Главнокомандующим своей армии Тиамат сделала сына Кингу, которого боги очень боялись и с которым не хотели сражаться. Единственным, кто согласился с ним биться, был Мардук, но согласился Мардук при одном условии — он должен стать “царем всех богов”. У божеств не было выбора, и они наделили его всеми привилегиями.

Вооруженный сетью, луком, бурей, булавой, четырьмя ветрами и молнией, Мардук отправился на битву с силами хаоса. После небольшой стычки Кингу был взят в плен, драконы и змеи разбежались, а Тиамат поймана в сети. Когда она раскрыла рот, Мардук вдул в ее живот все четыре ветра, проткнул сердце стрелой, разбил булавой череп, а затем разделил ее тело на части: из одной части сделал небо, из другой землю.

Одержав победу, Мардук “приручил” хаос, навел порядок, пустил по новому небу Солнце, Луну, планеты, звезды, а после создал человечество:

Кровь соберу я, скреплю костями,Создам существо, назову человеком.Воистину, я создам людей,Пусть богам послужат, чтобы они отдохнули…

Первый человек был создан из крови Кингу, которого Мардук и его отец Энки умертвили. Затем все боги были разделены между собой: одна часть отправилась на небо, другая должна была находиться рядом с людьми и помогать им.

Древние вавилоняне придавали мифу о Мардуке огромное значение. С одной стороны, миф объяснял, как возник мир и Вселенная, с другой, объяснял, почему люди должны служить богам.

Загадка дней творения

Согласно книге Бытия, Бог создал наш мир за шесть дней. С одной стороны — это предмет веры, а христиане верят, что для Бога нет ничего невозможного. С другой стороны — как же быть тогда с данными науки и утверждениями учёных о том, что наша вселенная возникла около 14 миллиардов лет назад, а планета Земля — четыре с половиной миллиарда лет тому?

Книга Бытия писалась в XIII веке до Рождества Христова. Казалось бы, чего ждать от древнего человечества в плане научных открытий, если и значительно позже целый ряд христианских богословов всерьёз толковали шесть дней творения в буквальном смысле, а Галилео Галилей в XVII веке по Рождестве Христовом за свою идею вращения Земли вокруг Солнца подвергся суду католической инквизиции?

Однако в не менее древней книге Ветхого Завета — книге Иова 26:7 — мы находим фразу, которая вполне увязывается с современной наукой, но приводила в недоумение толкователей IV века и даже более поздних веков: «повесил землю ни на чём». Вторая книга Маккавейская 7:28 утверждает: «Всё сотворил Бог из ничего».

Изучив все места Библии о сотворении мира, блаженный Августин Иппонийский в IV веке предположил: Не только в первых трёх днях, до появления светил, но и в остальных трёх под именем дня разумеются виды (species) творимой вещи. Святитель Василий Великий примерно в это же время выдвигает гипотезу, что седьмой день творения — время, когда Господь почил от дел, — продолжается сейчас и должен смениться восьмым днём Суда и наступления Царства Божия: Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днём расплаты (за грехи) века сего.

Назовёшь ли его днём, или веком, выразишь одно и то же понятие, скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Посему и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: «бысть вечер, и бысть утро, день един», — находим мы у него же.

Интересно, что упоминание о неких «днях» в книге Бытия приводится задолго до повествования о создании самой Земли, следовательно, чередования земных суток. Кроме этого, учёные говорят о том, что первоначально земные сутки составляли всего 15 современных часов, и в каждую эпоху это был совершенно разный временной промежуток.

Странно и то, что библейские сутки начинаются с вечера. Именно так отсчитывали своё время древние евреи, но, как знать, возможно, дотошные исполнители буквы Писания позаимствовали этот свой обычай именно из книги Бытия… Если прибегнуть к лингвистическому анализу, то библейское слово «вечер» ‘erev — однокоренное слову «смешение», «утро» boqer — слову «порядок», а «день» jom также имеет значение «время». Возможно, мы имеем дело просто с неточным переводом с какого-то более древнего языка, родственного древнееврейскому. Похоже, что «дни творения» в книге Бытия разделяются не только по созданию чего-то принципиально нового во вселенной, но и по установлению некоего внутреннего порядка вместо царящего на заре творения хаоса…

И пусть в той же книге Иова говорится также о столбах, подпирающих небесный свод, а в псалмах — об основании земли на водах (Пс. 135:6), те, кто ничего не ждёт от древнего человечества, вполне этим удовлетворятся, те же, кто захочет увидеть в Библии Божественное откровение, непременно постараются рассмотреть каждое её слово не только в его буквальном значении, но и раскрыть сокровенные смыслы сказанного. А если вспомнить «эфир» и «семена вселенной» (учение о молекулах) древних греков, то твердь небесная (в древнееврейском подлиннике «свод») и воды, на которых покоится земля, однозначно стоят того, чтобы их истолковать. Ведь учёные и мыслители вынуждены пользоваться для передачи своих идей тем языком, который доступен в их эпоху.

«Герника» Пабло Пикассо

Картина, выполненная в черно-белой гамме, является известнейшим образцом кубизма в изобразительном искусстве. В 1937 эта работа Пикассо вызвала неоднозначную реакцию публики на Всемирной выставке в Париже. Зрители не оценили своеобразную форму передачи ужасов бомбардировки Герники — испанского города, который подвергся нападению немецкого «Легиона Кондор» в ходе гражданской войны в стране.

Картина имеет впечатляющие размеры — 7,7×3,5 м. На ней можно увидеть раненых солдат, погибших мирных жителей, лошадь в агонии, а также голову быка, безразлично взирающего на происходящее. По мнению искусствоведов, этот персонаж задумывался Пикассо, как олицетворение мирового зла (в частности — фашизма). Как бы то ни было, «Герника» по праву считается мощнейшим антивоенным произведением искусства. С 1992 года она хранится в Музее королевы Софии в Мадриде.

Бон Скотт


Бон Скотт

Бессменный вокалист прославленной AC/DC был увековечен не только в Австралии, но и на своей родине, в Шотландии. Последнее памятное произведение скульптурного искусства было возведено недавно, в 2016 году.


В Австралии…

Его торжественное открытие было проведено во время ежегодного фестиваля «Бонфест», который проводится в Шотландии как дань памяти великому музыканту…


Кирримьюр, Шотландия

Что касается самой первой скульптуры, то она величаво возвышается среди колоритных просторов австралийского городка Перт. Именно здесь музыкант посещал школу и впервые познакомился с музыкой…

The Beatles


The Beatles

Эта культовая рок-группа была основана ещё в начале 60-х годов прошлого столетия, однако «битловская» музыка остаётся неимоверно популярной и по сей день. Их творения бьют всевозможные топы и рейтинги, не то что не уступая более современным исполнителям, но и с колоссальным успехом превосходя их.

По всей видимости, публика из родного городка Beatles очень ценит наследие культовой группы, раз в Ливерпуле этим великим музыкантам установлен не один, и даже не два памятника! К наиболее прославленным можно отнести невероятно реалистичную скульптурную композицию, которая частенько служит респектабельным фоном для туристических фотосессий.


Статуя The Beatles в Ливерпуле

Не менее очаровательны и статуи, установленные на фасаде ливерпульской гостиницы Hard Day’s Night Hotel.

Особое признание люди испытывают к Джону Леннону. Мало того, что в Ливерпуле ему установлен отдельный памятник, так ещё и ливерпульский аэропорт гордо назван в честь этого талантливого музыканта.


Статуя Джона Леннона в аэропорту Ливерпуля

И, справедливости ради, стоит отметить, что это далеко не единственная скульптурная дань легендарному вокалисту. Заглядывая в страницы современной истории, невольно начинаешь осознавать, что любовь к этому музыканту распространилась по всем уголкам земного шара! Взять, к примеру, памятник в Лиме, столице Перу, или оригинальную скульптуру в хорватском Загребе…


Памятник Джону Леннону в Лиме

А как вам Леннон в Гаване, а также в испанских городках Альмерия и Ла-Корунья?


Гавана, Куба
Джон в Испании, город Альмерия

Но вернёмся к культовой ливерпульской четвёрке в целом. Поистине исполинское произведение скульптурного искусства можно застать в американском Хьюстоне.


В Хьюстоне…

Даже на фотографии композиция выглядит величественно и внушительно. Не менее яркая уникальная композиция установлена в Гамбурге.


В Гамбурге

Эдвард Мунк (1863-1944)

Эдвард Мунк был норвежским художником-экспрессионистом и гравёром. Он известен своими психологическими темами и обертонами, на которые в значительной степени повлиял символизм 19 века. Его же работы сильно повлияли на немецкий экспрессионизм начала 20-го века.

Его самая известная и узнаваемая картина — “Крик” (1893-1910), которая имеет четыре отдельные версии в двух разных вариантах: выполненные маслом и пастелью. Картина примечательно болезненными и резкими, но в то же время со вкусом подобранными цветами, и изображённой на сильно примитизированном лице застывшей эмоцией на ярко-оранжевом фоне.

Энди Уорхол (1928-1987)

Энди Уорхол был американским визуальным художником, который больше всего известен своим стилем под названием “поп-арт:. В своих работах он изучал отношения между гламурной киноиндустрией, рекламой, популярной культурой и художественным выражением.

Его самая известная работа — “банки с супом Кэмпбелл” (1962), которая состоит из 32 фрагментов, каждый из которых составляет 51 сантиметр в высоту и 41 сантиметр в ширину. Каждый из элементов можно считать отдельной картиной. Индивидуальные части были изготовлены с использованием полуавтоматизированной трафаретной печати, что очень помогло в развитии поп-арта и конвергенции популярной культуры с визуальным искусством, каким мы знаем его сегодня.

Абу-Даби

Название Абу-Даби переводится с арабского как «отец газели» (абу – «отец», «заби» – «газель»). Считается, что это название появилось из-за обилия газелей в этом районе и народной сказки с участием Шахбута ибн Дияба Аль Нахайяна.

Согласно легенде, арабы-охотники из оазиса Лива преследовали газель. Газель долго петляла по пустыне, а затем вывела охотников на берег Персидского залива, бросилась в воду и вброд перешла на остров. Охотники последовали за ней, и газель привела их к источнику с пресной водой. В благодарность охотники не убили газель, а основанное рядом с источником поселение назвали «отцом газели», что по-арабски звучит как Абу-Даби.

«Крик» Эдварда Мунка

Норвежский экспрессионист Эдвард Мунк создал при жизни 4 версии своего шедевра. Одна из них в 2012 году была продана за 120 миллионов долларов американскому коллекционеру Леону Блэку. На картине изображен неприметный пейзаж, в центре которого находится кричащая фигура, символизирующая, по замыслу автора, страдания современной жизни. Первую версию «Крика» Мунк создал в 1893 году, однако наибольшую известность получил второй вариант картины, который в настоящее время представлен в Национальном музее в столице Норвегии.

Узнаваемый образ из самой знаменитой работы Мунка приобрел во второй половине 20 века статус культового. Им вдохновлялись современные художники, он использовался в рекламе, кино, комиксах, мультипликации, телесериалах. Даже маска из одноименного фильма ужасов «Крик» создана на основе главного персонажа картины.

Противостояние Вавилона и Шумера

Некоторые ученые утверждают, что в свое время через Энума Элиш Вавилон олицетворялся, как город, разрушающий традиции прошлого, чтобы на их руинах создать новое и лучшее будущее.

Ученый Торкильд Якобсен, например, отмечает:

До середины II тысячелетия до н.э цари набиравшего силу Вавилона постоянно вели войны за территорию с правителями Шумера. По сути, это была война ребенка со своими родителями (считается, что этот город основали шумеры). Цари прекрасно понимали, что Вавилон является наследником и продолжателем шумерской цивилизации.

Таким образом, этот миф можно понимать не только как великое сказание о триумфе порядка над хаосом и света над тьмой, но и как притчу о росте могущественности и возвышению новой вавилонской культуры над старой шумерской моделью цивилизации.

Читайте нас в соцсетях: , , Telegram

Смотрите нас на youtube. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости, читайте наши материалы, не опубликованные на сайте

Джими Хендрикс


Джими Хендрикс

Этот гений, непревзойдённый виртуоз игры на гитаре, словно застыл в вечном музыкальном экстазе на американских улицах Сиэтла… Скульптура вышла выразительной и чарующей, даже, можно сказать — воодушевляющей… Сиэтл является родиной культового музыканта. Именно здесь Хендрикс и начал своё знакомство с музыкой. Стоит отметить, что горожане очень любят и чтят своего прославленного земляка. К памятнику Джими практически всегда возложены свежие цветы. А некоторые даже дают своему кумиру прикурить, вкладывая в металлические губы культового гитариста самокрутку.


В Сиэтле

Ещё один величественный монумент Хендриксу установлен в Англии.


В Англии. Jimi Hendrix: Isle of Wight Sculpture

Энума Элиш и Библия

До XIX века Библия считалась самой старой книгой в мире, и многие полагали, что все в ней описанное не подлежит сомнению и происходило на самом деле. Чтобы найти материальные доказательства правдивости всех библейских историй, в середине XIX века многие религиозные учреждения, а также музеи, проспонсировали археологические раскопки в Месопотамии (согласно Библии, в этом регионе родился Авраам, находился Вавилон и т.д).

Археологическая экспедиция нашла доказательства, но не совсем “удобные” для религиозных общин. Она нашла клинописные таблички, после перевода которых стало ясно, что ряд библейских сюжетов был заимствован из более ранних мифов.

Ученые выяснили, что известные библейские истории, такие как «Грехопадение» и «Великий потоп», прежде чем попасть на стол к еврейским авторам, прошли долгий путь. Они были сочинены и записаны в древнем Шумере, чуть позже переведены и изменены в Вавилонии, затем переработаны ассирийцами, а лишь после до них добрались библейские писатели, чтобы довести до той литературной формы, которую сегодня мы можем встретить в Ветхом Завете.

Сотворение мира и в Библии, и в Энума Элиш очень похожи: в книги Бытия описывается сотворение богом еврейского народа; в Энума Элиш рассказывается о происхождении людей и основании Вавилона под руководством Мардука. В каждом тексте есть рассказ о том, как создавались космос и человек. Каждая история начинается с неупорядоченной бездны, с описания водного хаоса и первозданной тьмы, которые когда-то заполняли Вселенную. Затем свет отделяется от тьмы (день от ночи), после происходит создание небесных тел, а дальше появляется человек, — пишет в своей статье историк Стивен Бертман.

Прага

По одной из версий, Прага – это старославянское название берега реки, с каменными порогами. Порог по-чешски – «prah».

Хотя, пожалуй, самое логичное пояснение названия чешской столицы в том, что территориально город действительно расположен на порогах реки Влтавы – ведь высокие подходы к воде по форме вполне можно сравнить с порогом.

Среди множества версий наиболее оригинальной считается древняя легенда о княжне Либуше. Однажды прекрасным летним днем она вместе со своим супругом князем Премыслом отдыхала в лесу неподалеку от дома. И вдруг увидела, что вдалеке неизвестный мужчина мастерит небольшой дом, а именно порог будущего строения. Тогда княжна предложила своему мужу построить на этом месте город, такой красивый, чтобы все посещающие его восхищались и склоняли голову к этому самому порогу, который только что был установлен. Князь тут же согласился, и уже на следующий день слуги отправились на то самое место и заложили первый камень будущего города. А назвали его еще на древнем чешском языке Порог, что уже на современном языке звучит как Прага (от чешского «prah» – «порог»).

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Бессмертное творение итальянского художника можно назвать одной из самых загадочных и обсуждаемых картин в истории живописи. Кроме того, этому произведению искусства принадлежит рекорд по страховой стоимости. В 1962 году она составляла 100 миллионов долларов, что с учетом инфляции в настоящее время соответствует сумме в 650 миллионов.

На картине изображена дворянка Лиза Джерардини — супруга итальянского торговца Франческо дель Джоконодо. По одной из версий, именно он заказал портрет жены у Леонардо да Винчи. Предположительно, великий художник начал работать над ним в 1503 году. Поскольку он не закончил картину в оговоренные сроки, ему за нее не заплатили. «Мона Лиза» долгие годы путешествовала вместе со своим создателем, который несколько раз возвращался к ее написанию. В 1518 году портрет приобрел король Франции Франциск I, и с тех пор он считается собственностью этой страны. С 1797 живописный шедевр выставляется в Лувре.

Росту популярности «Моны Лизы» способствовала ее кража, совершенная в 1911. Вором оказался один из сотрудников музея. Картина была возвращена в Лувр только в 1914 году, когда похититель пытался продать ее в галерею Уффици во Флоренции

С тех пор шедевр Леонардо да Винчи неизменно привлекает внимание миллионов людей, стремящихся посетить Лувр, чтобы своими глазами увидеть завораживающиее сочетание красоты и простоты, а также полюбоваться загадочной улыбкой Джоконды

Библейская… эволюция

Сторонники эволюционной теории опираются в своих гипотезах на данные геологии. Согласно ним, в самых древних слоях горных пород встречаются исключительно простейшие, немного позже — растения, затем рыбы, ящеры, ещё позже — птицы, далее все они же, плюс ещё и млекопитающие, новые виды рептилий. Человек появляется позже всех остальных. На этом основании эволюционисты говорят, что один вид животного «перерос» или превратился в другой, то есть об эволюции. Это всего лишь теория, встречающая немало противников и в светском научном мире. Факты — лишь то, на что она опирается. А они в точности соответствуют книге Бытия.

Эволюция значит «развитие». Сотворение мира, описанное в Священном Писании, действительно можно представить как некое постепенное развитие форм жизни. Бог не создаёт каждую рыбу и птицу отдельно. В тексте книги Бытия сказано: «да произведёт их вода» о рыбах, пресмыкающихся и… птицах и «да произведёт земля душу живую» — о скотах (копытных), гадах и зверях. Все они появляются в две разные эпохи творения — пятую и шестую. Растения же создаются намного раньше: в третий день творения. Их тоже «произвела земля».

Виды развиваются, их становится больше одновременно с тем, как появляются рыбы, птицы и млекопитающие. Быть может, сегодня, медленно и незаметно для нас, тоже продолжается этот процесс появления новых форм жизни… То, что первые животные формы жизни первоначально зародились в воде, вам скажет любой биолог. Однако ни один из них не сумеет объяснить, как они туда попали…

Отдельный вопрос — гибель живых существ, останки которых массово находят геологи в различных горных породах, по их мнению, задолго до появления человека. Библия не даёт ответа на этот вопрос. Лично для меня он остался неразрешённым. Не предполагать же, что геологи ошибаются и нашей Земле не 4,5 миллиарда лет? Хотя в «скучном миллиарде», когда, по мнению учёных, совсем ничего не происходило, я бы, может, и усомнилась.

Культ Мардука

Пик поклонения Мардуку в Вавилоне начался во 2-м тысячелетии до н.э., в период правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)., который в то время проводил политику замены женских божеств на мужские. Мардук пришел на смену богине плодородия и любви Инанне.


Фото: annunaki.org/ Сцена битвы Тиамат и Мардука. Каменный рельеф во дворце Ашшурнацирапала в Кальху. 9 в. до н. э.

Литературное произведение Энума Элиш восхваляет Мардука как самого могущественного из всех богов, поэтому эпосу начинает уделяться особое внимание и он становится одним из самых популярных в Вавилоне. Филолог Джереми Блэк пишет:

Филолог Джереми Блэк пишет:

Возникновение культа Мардука тесно связано с политическим подъемом Вавилона. Из города-государства он превращается в столицу Вавилонского царства. Правителям нужно было новое божество, символизирующее этот подъем

Многие источники так описывают поклонение могущественному божеству:

На четвертый день празднования Нового года жрецы выносили статую Мардука из храма, проносили по улицам города и читали вслух выдержки из мифологического текста. В частности, из таблички под номером 7. Эта процессия проходила каждый год на протяжении 2000 лет

Энума Элиш в умах древних вавилонян имел огромную магическую силу. Люди полагали, что описанная в тексте битва на самом деле еще не закончена, и силы хаоса в любой момент могут бросить вызов порядку, созданному богами, поэтому чтение вслух как бы не давало вавилонянам забывать о грядущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебельный VAG
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: