Частица
Частица — это служебное слово, неизменяемое. Она относится ко всему предложению, придавая ему интонацию. В отличие от междометия, частица в большинстве случаев не отделяется интонацией и знаком препинания от слова, находящегося при ней. Усилительная, утвердительная или вопросительная частица «да» всегда сливается при произношении со следующими словами.
- Пример: «Да не переживай ты так!». Используется для придания высказыванию большей выразительности.
- Пример: «Да где находится этот магазин? — Да недалеко». Служит для подчеркивания, усиления реплики в начале предложения и при ответе.
- Пример: «Да садись уже, в ногах правды нет». Употребляется с глаголом в повелительном наклонении, выражая настойчивую просьбу.
- Пример: «Да ну, отпусти ее, пускай идет домой». Сложная частица «да ну» с усилительно-побудительным значением.
- Пример: «Да будь ты хоть трижды сильнее меня, а не сдвинешь этот камень». Употребляется в значении сослагательного наклонения, придавая большую выразительность.
- Пример: «Да неужели ты поступил в институт?». Вопрос с оттенком недоверия, сомнения, удивления.
- Пример: «Что-нибудь да ответишь ему». «Вашими бы устами бы да мед пить». В середине предложения усиливает значение слова, перед которым стоит.
- Пример: «Да нет уж, и пробовать не стоит». Частица «да» сочетается с отрицательной частицей, усиливая отрицание.
- Пример: «Да здравствует 1 Мая!». Пожелание, приказание в значении «пусть».
Запятые не ставятся
Усилительная частица «да» чаще всего не обособляется запятыми.
- Пример: «Да это невозможно!».
- Пример: «Да подожди! Куда ты мчишься?»
- Пример: «Да ладно!».
Не отделяется запятой частица «да», если она стоит в начале предложения, перед глаголом, и выражает побуждение к действию.
- Пример: «Да прости ты ее уже!».
- Пример: «Да перестань же ты плакать!».
Частица «да» не отделяется запятой в предложениях, выражающих поздравление, пожелание, приказ в значении «пусть».
- Пример: «Да будет так!».
- Пример: «Да здравствует свобода!».
- Пример: «Да пребудет с тобой сила!».
Междометие, находящееся внутри предложения, может выступать в роли усилительной частицы. Сочетание частицы «да» со словами «как», «какой», «так» выражает высокую степень признака («очень», «весьма», «прекрасный», «ужасный», «замечательный»). Запятая между ними не ставится.
Пример: «Такая маленькая птичка, а щебечет громче всех, да как мелодично!».
Запятая ставится
Частица «да» может выражать желание собеседника сделать акцент на мысли, обычно при неожиданном воспоминании о чем-то важном. Она употребляется в значении «кстати говоря», «между прочим»
Обычно находится в начале предложения и выделяется интонацией. В этом случае после нее ставится запятая.
Пример: «Да, и не забудь позвонить ему вечером».
Частица может обособляться, если находится в восклицательном, вопросительном или утвердительном предложении. При этом она выражает недоверие, возражение, неуверенность.
- Пример: «Да, так мы тебе и поверили!».
- Пример: «Я ведь правильно поступила, да?».
- Пример: «Да, выглядишь ты не очень».
В текстах также встречаются составные частицы: «да уж», «ну да», «да вот», «да ведь», «да нет», «да вряд ли».
Между однородными членами
Однородные члены предложения этот знак препинания разделят не всегда. Как узнать, где нужно ставить запятые, а где нет? Однако, но, а, зато, да – союзы, при которых это средство пунктуации необходимо.
Запятая ставится между однородными членами, если их соединяют повторяющиеся союзы (или…или, либо…либо, и…и, не то…не то). Например: «В квартире свет то гас, то загорался вновь». Не нужен этот знак препинания, когда используются одиночные союзы или, либо, да, и.
Сложность способны создавать неоднородные и однородные определения. Запятая используется, если в предложении присутствуют однородные определения. Скажем: «захватывающий, интересный боевик». Однако этот знак препинания не нужен, если используются неоднородные определения. Например: «голливудский захватывающий триллер». «Голливудский» говорит о принадлежности картины к месту создания, тогда как «захватывающий» позволяет выразить впечатление.
Самостоятельная часть предложения
Как понять, где ставить запятые в предложении? С помощью этого знака препинания выделяется его самостоятельная часть. Как ее найти? Если смысл предложения сохраняется после того, как из него убирается какая-то часть, то она является самостоятельной. Вводные предложения, деепричастные обороты обязательно выделяются запятыми.
Например: «Вчера мне рассказали, что мой брат Дмитрий, возвращаясь из Парижа, почувствовал себя плохо». Если вычеркнуть деепричастный оборот «возвращаясь из Парижа», смысл предложения практически не изменится.
Какой еще пример можно привести? «Сегодня Станислав узнал о том, что его подруга, проходя мимо его дома, не зашла навестить его».
Перед союзами
Чтобы не совершать ошибки, необходимо запомнить союзы, перед которыми ставится этот знак препинания. Когда, где, что, потому что, так как – лишь некоторые из них.
Предположим, что в предложении используется союз «так как». Где ставить запятые? Понять это помогают примеры. Скажем: «Николай задерживается, так как не успевает собраться»; «Светлана не придет, так как у нее появились срочные дела»; «Ксения поступила так, как никогда не делала прежде»; «Владимир ответил так, как никто до него не смог. Преподаватель поставил ему высший балл».
Допустим, что в предложении присутствует союз «потому что». Где ставить запятые? Примеры легко привести и в этом случае. Скажем: «Александра не было на собрании, потому что он находится в командировке»; «Елена не справилась с заданием, потому что все отказались ей помогать»; «Николай отказался жениться на богатой невесте, потому что она совсем ему не нравилась». Запятая может ставиться и между словами «потому» и «что». Например: «Окна были распахнуты потому, что в квартире были отчетливо слышны голоса, раздававшиеся на улице». Это предложение подтверждает, что окна действительно открыты. Существует и другой пример: «Окна были распахнуты, потому что в квартире было очень жарко». Это предложение объясняет причину, побудившую открыть их.
Междометие
Междометие не является членом предложения, так как не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи. Оно не может обозначать предмет, признак или действие и не изменяется. Междометие выражает чувства, эмоции говорящего.
Граница между частицей и междометием довольно условна и часто зависит от интонации говорящего. Но все же есть некоторые признаки, позволяющие отличить их друг от друга. При произношении междометие всегда выделяется интонацией и паузой. Оно интонационно самостоятельно, всегда находится под ударением.
Междометие может быть высказыванием само по себе. Оно не вносит в предложение оттенок добавочного смысла. Признак изолированности междометия позволяет отличить его от частицы. В отличие от нее после междометия ставится запятая или восклицательный знак.
Знаки препинания
Междометие отделяется от следующего за ним предложения или его части запятой, если при произношении отсутствует восклицательная интонация. При расположении в середине предложения междометие обособляется двумя запятыми.
- Пример: «Да, денек сегодня жаркий».
- Пример: «Ты правильно сделал, да, совершенно правильно!».
Междометие, произносимое с восклицательной интонацией, обособляется восклицательным знаком. Если оно стоит в начале предложения, то следующее слово пишется с прописной буквы. Если же междометие с восклицательным знаком находится в середине предложения, то следующее за ним слово пишется со строчной буквы.
- Пример: «Да! Молодец!».
- Пример: «Дочь у него рукодельница и по внешности, да! просто красавица!».
Нужно отличать междометие, после которого ставится запятая, от частицы, которая не обособляется.
- Пример: «Да, давай поиграем!». Междометие.
- Пример: «Да что ты о себе возомнил?». Частица.
Междометие, находящееся перед обращением, отделяется от него запятой.
Пример: «Да, сынок, я понимаю тебя».
Если междометие стоит перед местоимением, за которым следует обращение, то обычно не отделяется от него запятой.
Пример: «Да ты, Мария, не переживай за меня!».
Утверждение «да» может быть в паре с частицей или другим междометием. Запятая между ними не ставится.
- Пример: «Ну да, она разрешила мне».
- Пример: «Наш сын помыл за собой посуду. — Да ну? Не могу поверить!».
- Пример: «О да, я хочу увидеть Париж!».
Составное междометие «ай да» является цельным сочетанием и не разделяется запятой.
Пример: «Ай да Барсик, настоящий мышелов!».
Что еще нужно знать
Что еще можно рассказать о том, где ставить запятые в соответствии с правилами русского языка? С помощью этого знака препинания выделяются междометия, отрицательные, вопросительные и утвердительные слова. Скажем: «Жизнь, увы, не длится вечно, рано или поздно человек умирает», «Безусловно, Александр присоединится к нам за ужином сегодня, так как он обещал мне это сделать»; «Не правда ли, Виктория очень хороша собой? Ведь тебе эта девушка тоже нравится?», «Несомненно, Анатолий отправится в кругосветное путешествие на этой неделе. Я узнал об этом от него самого», «Надеюсь, Тимофей не затаил обиду».
Междометия нельзя путать с частицами ах, ох, ну, которые служат для усиления оттенка. Например: «Ах он какой!»; «Ну зачем Александр так плохо ведет себя!»; «Ох как я устал, весь день сегодня трудился без отдыха». Также необходимо уметь отличать частицу о, которая употребляется при обращении. Скажем: «О горы, горы!»; «О поля, поля бескрайние».
Историческая справка
Как разобраться в том, где ставить запятые? Этим вопросом люди задаются уже не первое тысячелетие. Знак, выполняющий функцию запятой, был придуман известным древнегреческим философом Аристофаном Византийским. Случилось это еще в третьем столетии до нашей эры. Уже тогда человечество отчаянно нуждалось в уточнении письменной речи.
Аристофан Византийский придумал систему знаков препинания, весьма далекую от современной пунктуации. Он использовал специальные точки, расставлять которые нужно было в зависимости от того, как фраза произносилась при чтении. Они могли располагаться в нижней, средней или верхней части строки. Функция запятой в те времена возлагалась на точку в середине.
Знак, который используется в наши дни, произошел от символа дроби. Современная запятая является мини-копией той, что использовалась с 13 по 17 столетие для обозначения паузы.
Как объяснить правописание слова «из-за»
Первое. Надо правильно сказать, как это слово пишется. Будет очень здорово, если в вашем ответе прозвучит вот эта фраза: «дефисное написание». Запомните, что «из-за» пишется всегда через дефис, и что правильно говорить именно «дефис», а не тире.
Второе. Из-за – это предлог. Предлоги, союзы и частицы относятся к неизменяемым словам. Поэтому как такового правила о правописании «из-за» нет. Вот так сложилось в русском языке, что этот предлог пишется через «дефис», и всё тут. Он таким «родился» и «застыл».
Как доказать, что это именно предлог, а не какая-то другая часть речи? Смотрите, предлоги всегда можно употреблять в вопросах к существительным или местоимениям, с которыми они используются:
- Из-за засухи антилопам нечего есть. Антилопам нечего есть (из-за чего?) из-за засухи.
- Я ничего не читаю из-за того, что уже давно прочитал все книги в домашней библиотеке. Я не читаю (из-за чего?) из-за того.
И еще лайфхак. Один предлог всегда легко заменяется на другой. «Из-за» можно легко поменять на «вследствие» (ссылка ведет на мою статью о правописании этого слова, можете тоже взглянуть). Смотрите: «из-за вашей нерасторопности мы опоздали» – «вследствие вашей нерасторопности мы опоздали».
Третье. Не помешает сказать учительнице пару слов об этом предлоге, чтобы показать свои углубленные знания. Сказать вам можно следующее:
- Предлог непроизводный. То есть он не происходил от слова самостоятельной части речи. Вот про «вследствие» так сказать нельзя, потому что этот предлог когда-то давным давно «произвелся» из сочетания предлога «в» и существительного «следствие».
- Предлог требует после себя существительного в родительном падеже: из-за (чего?) бури, из-за (кого?) меня, из-за (кого) хомячка.
- Существительное с предлогом «из-за» – это либо дополнение, либо обстоятельство в предложении. Чаще всего можно сказать и так и так, оба варианта допустимы. Например: «Я не пошёл в школу (из-за чего? почему?) из-за мороза». Хотя правильнее все-таки задавать смысловой вопрос «почему» и говорить, что перед нам обстоятельство причины.