Правильное расположение светильников на натяжном потолке

Соблюдение норм освещенности

Еще в 2010 году ученые подсчитали комфортную для организма мощность светового потока и отразили ее в нормах СНиП. С тех пор многое изменилось, но рекомендуемые нормы освещенности остались прежними. Для кухни они составляют 150 люкс на 1 квадратный метр. У каждого осветительного прибора есть определенный уровень светового потока, который измеряется в люменах. Например, у светодиодной лампы – аналога лампочки накаливания на 100 Ватт – уровень светового потока составляет примерно 1100 люменов. Переводить люмены в люксы совсем просто – 1 люкс равен 1 люмену, помноженному на площадь в 1 м². Соответственно, суммарный светопоток для кухни площадью 20 м² составит 3000 люменов.

У каждого помещения – своя норма освещенности

Не обязательно укладываться в нормы «тютелька в тютельку», но и слишком большой разницы стоит избегать. Например, суммарная освещенность в 4000 люменов для той же кухни в 20 м² будет некомфортной – глаза будут болеть от яркого света.

Как рассчитать необходимое количество точечных светильников

При разработке схемы всегда возникает вопрос: сколько светильников необходимо. Вообще, считается, что на освещение одного квадратного метра площади пола необходимо 20 Вт. При расчете, необходимо учесть, какой мощности лампы вы планируете использовать. Если это 30-35 Вт, то получается, что одна лампа может осветить 1,5 квадрата (30 Вт / 20 Вт/м² = 1,5 м²). Далее площадь комнаты делите на 1,5, получаете число светильников, которые надо будет установить для нормальной освещенности. В этом случае света будет хватать для полноценного освещения.

Расположение точечных светильников на потолке выбрать непросто

При составлении схемы размещения светильников на потолке, это число можно немного корректировать в обе стороны, подстраиваясь по тип помещения. Например, для спальни число можно уменьшить — тут не требуется слишком яркий свет, а для гостиной, коридора можно и увеличить — тут как раз лучше иметь некоторый излишек. Правда, в таком случае желательно чтобы включались светильники частями -желательно варьировать степень освещения. Должно быть хотя-бы два варианта: полное и частичное освещение. Для этого лампы — через одну или по какой-то другой схеме — подключают к двум клавишам выключателей.

При использовании во точечных светильниках ламп накаливания, можно установить диммер, который позволит плавно изменять яркость освещения поворотом ручки. В общем, вариантов немало. А мы еще не дошли до схем расположения спотов на потолке.

Потолок без люстры: как обыграть ситуацию

Иногда люди сознательно не устанавливают себе в комнату осветительные приборы, полностью полагаясь на дневной свет. Конечно, такая идея имеет свою изюминку и кажется необычной и оригинальной, но прежде чем воплощать её в жизнь, стоит подумать: уверены ли вы, что дневного света вам хватит? И как же быть ночью?


Вместо традиционных люстр на потолке можно установить неоновые вывески, которые необычно украсят дизайн комнаты

В ванной комнате на отверстие под осветительные приборы обязательно ставится накладка. Снимая ее, вы оголяете провода, что крайне небезопасно. Вместо накладок можно использовать термокольца. Они также осуществляют перенос температуры по всему периметру кольца и не дают перегреться приборам.

Нужна ли люстра?

В европейских стилях интерьера люстра – обязательный элемент. К тому же, согласно санитарных нормативов, оговоренных в СНиП, для спальни необходимо 150 Лм/м2.

Для спальни в 20 м2 потребуется на всю площадь:

150Лм/м2*20м2=3000Лм.

Более точный расчет можно получить при помощи формулы.

N=(S*W)/P

  • N – споты (шт.).
  • S – площадь пола.
  • W – мощность светового потока (Вт/м).
  • P – мощность одного светильника.
Тип помещения Лампа накаливания Галагеновая лампа Лампа дневного света
Спальня 10-20 14-17 4-5

Лампы накаливания дают более мощный свет. Но их нельзя устанавливать в споты, т.к. у них высокая температура нагревания. К тому же, чем ниже расположен светильник, тем ярче свет под ним.

Кроме того, чем больше мелких маломощных светильников – тем чаще приходится менять лампы.

Поэтому люстра – это вопрос не только эстетический, но и финансовый. Потому как позволяет часть освещения перенести на яркие лампы, которые можно расположить ниже натяжного потолка. Это значит, повысить их яркость и уменьшить нагрев пленки и использовать более мощные модели. Например, три 25-ватные люминесцентные лампочки могут полностью покрыть потребность спальни в освещении.

В то же время потребуется 15 спотов по 5 Вт, чтобы выполнить норматив по СНиПу.

Кроме того, если в помещении предполагается:

  • работа с ПК, то норматив возрастает вдвое и составляет 300 Лм/м2;
  • для рукоделия, требующего большого напряжения глаз,  и чертежных работ локальное освещение увеличивается  до 500 Лм/м2.

Люстра позволяет обеспечивать яркое освещение помещения, а споты формируют мягкий рассеянный свет, способствующий покою и отдыху.

Светодиодные лампы

Светодиоды потребляют мало электричества, ярко светят и не нагреваются. Это позволяет экономить на коммунальных платежах и устанавливать более мощные светильники на натяжные потолки.

Матрица из диодов может работать от напряжения 220 и 12 В. При покупке обязательно уточните этот нюанс. Потому что для 12-вольтовых моделей нужно устанавливать блоки питания, которые смогут обеспечить электроэнергией все имеющиеся споты.

При выборе лампы ориентируйтесь не на мощность, а на силу светового потока (Лм). При этом учитывайте то, что холодный спектр (свыше 4000) кажется ярче. Но он не должен уходить в синеву. Теплый (3000) даст ощущение покоя и уюта. Однако читать и заниматься рукоделием при нем достаточно сложно. Глаза будут уставать.

Для заметки: После покупки дорогостоящих ламп, обязательно сохраняйте чек, так как гарантия на них от 1 года до 5 лет и в случаи сгорания можно с легкостью их обменять бесплатно.

Подключение и монтаж светодиодной люстры

В данной статье светодиодная люстра с пультом устанавливается на место старой. Вот как выглядел потолок, после того, как я снял старую люстру. Я выяснил, и подписал расположение проводов – ноль, фаза 1, фаза 2. Две фазы – в смысле, что старая люстра включалась через 2-х клавишный выключатель.

Провода из потолка для подключения люстры

Схема подключения люстры с пультом не отличается от схемы подключения обычной люстры.

Крючок нам не понадобится, поскольку светодиодные люстры всегда крепятся на кронштейн (крепежную планку), например как я писал об этом на СамЭлектрике в этой статье. А если потолок натяжной, то кронштейн крепится через закладной брусок, который крепится к основному потолку.

В связи с этим, чтобы установить кронштейн, требуются дополнительные усилия. Например, подложить шайбы, или сбить неровности, чтобы люстра висела ровно, и не было щелей.

Конечно, провода выглядят совсем непрезентабельно, и тут без моих любимых клемм Ваго не обойтись.

Монтаж кронштейна и подготовка подключения

Работаем перфоратором, устанавливаем в потолок два дюбеля на 6 или на 8. Если есть возможность, то лучше такой кронштейн крепить на 4 дюбеля, но в данном случае надежность меня устроила. Болты, на которые будет крепиться “лицевая” часть люстры, надо выставить “на земле”. Не забудьте, что если кронштейн при крепеже изогнется, болты “уйдут”, и вставить их в отверстия без проблем не получится.

Не забываем про технологический отрезок жесткого провода, о котором я писал не раз, например в статье про монтаж настенного светильника. Или просим кого-нибудь подержать люстру, пока подсоединяем провода к люстре через её штатные клеммы.

Декоративные гайки, которыми люстра прикручивается к кронштейну, должны перед подъёмом на высоту лежать в заднем кармане брюк.

В итоге имеем вот такую красоту:

Светодиодная люстра в работе

Та же люстра, в другом ракурсе изображена в начале статьи.

Источник



Расположение в разных комнатах

Выбор подсветки – важнейший этап в декорировании любого пространства. С помощью правильного размещения приборов можно создать оптимальную подсветку, изменить размеры и высоту помещения. Схема расстановки ламп напрямую зависит от предназначения комнаты. В каждом помещении осветительные приборы выполняют свою роль и создают соответствующую освещенность.

Коридор и прихожая

Многоуровневый натяжной потолок со световой дорожкой

Прихожая – это место, где полностью отсутствует естественный свет. Размеры ее могут быть небольшими. Визуально увеличить площадь можно с помощью правильного размещения лампочек.

Оптимально использовать в прихожей белый глянцевый подвесной потолок с мелкими точечными светильниками. Лучи будут рассеиваться, из-за чего будет казаться, что стены стали шире, а потолок выше.

Удобный вариант расстановки – по периметру или вдоль стен. В узких коридорах источники можно расставить в одну линию по центру потолка.

Кухня

Освещение рабочей зоны на кухне

На кухне обязательно нужно подсвечивать рабочий участок и стол, если он имеется. В столовой зоне для освещения используются потолочные точки.

Стол можно подсветить светильниками с диодными или люминесцентными лампочками.

Рабочая часть подсвечивается отдельно, света от потолочных светильников не хватит для создания нужной освещенности.

В кухне можно устанавливать точечные приборы в зависимости от ее габаритов. Их можно расставить в шахматном порядке или поместить по парам.

Гостиная и зал

Равномерное освещение зала

Традиционно гостиная и зал – это помещения с большой площадью. Точечные светильники являются помощниками главной люстры. Свет должен быть ярким и равномерным.

Стандартная схема размещения – по периметру или в форме овала с люстрой в центральной точке.

Также можно поставить лампы вдоль одной или двух стен. С помощью дополнительных светильников можно подсветить элементы декора на стене – картины, роспись.

На многоуровневых потолках нередко используется светодиодная лента, установленная по периметру. Она дополнительно подсвечивает стены и дизайн помещения.

Спальня

Расположение точечных светильников в спальне полукругом

Освещение в спальне должно быть мягким, комфортным и приятным. Нужно дополнительно подсветить следующие зоны:

  • кровать – над ней рекомендуется сделать пару точечных светильников или повесить люстру;
  • гардероб – следует создать освещение, максимально приближенное к естественному;
  • рабочий стол – требуется дополнительная локальная подсветка помимо потолочных светильников.

Детская

Разноцветная подсветка в детской создаст иллюзию сказки

В детской комнате особенно важно реализовать яркое освещение для правильного развития глаз. Подсветка должна быть максимально приближенной к естественному солнечному свету

Оптимальным вариантом является использование светодиодных ламп – они безопасны, надежны и долговечны. В детской комнате можно сделать эффект звездного неба. Это делается с помощью фотопечати и диодов, которые имитируют созвездия и планеты.

Дополнительно к точечным приборам можно поставить светодиодную подсветку. Это решение поможет, если ребенок боится темноты и ему страшно засыпать.

Ванная

Зонирование при помощи света

В ванной комнате есть много отражающих поверхностей – зеркала, плитка, сантехника. Они усиливают эффект от установленных светильников. В санузле достаточно поставить несколько осветительных устройств с возможностью изменения направленности света.

Обычно освещение в ванной делится на 3 уровня: верхнее потолочное, подсвечивание отдельных зон и подсветка напольного уровня. Нижний уровень рекомендуется подсвечивать светодиодной лентой. Общее и верхнее освещение – с помощью спотов. Схема светильников на натяжном потолке не так критична, все зависит от предпочтений хозяина квартиры. Больше внимания стоит уделить защищенности корпуса от влаги и пыли.

https://youtube.com/watch?v=qFUdEj7JWs0

Ошибка №2: маленький размер люстры

Часто встречается при оформлении домов и коттеджей, помещений где есть второй свет и вообще высокие потолки (выше 3 метров). Если помещение больше 16-20 квадратов (средний размер типовой гостиной с потолками 2,5 метра), то люстра обычных размеров (к каким вы привыкли, пока жили в квартире) скорее всего будет мала. То что подойдет для обычной комнаты, в загородном доме, скорее всего, будет недостаточным.

Вообще масштабы и пропорции очень важны. Существует даже формула, по которой рекомендуется высчитывать размер люстры:

Диаметр (см) = Длина комнаты (м) + Ширина комнаты (м) * 10 (см)

Например для комнаты размером 3,8 м на 5,6 м (обычная небольшая гостиная в панельном доме) рекомендуемый диаметр люстры следующий: (3,8 м+5,6 м)*10 см = 94 см.

Ошибка №4: устаревшая, нелепая, немодная модель люстры

Вот я и добралась до самой частой и самой интересной, но самой труднообъяснимой с точки зрения декоратора, ошибки. Кто-то может возразить, что внешний вид дело десятое, ведь я и сама сказала, что главное в освещении — функция. Но если им пренебречь, то все ваши усилия по наведению красоты дома сойдут на нет.

Я обращала внимание на то, что свет — это ювелирные украшения дома. И на него есть своя мода, которая часто не имеет ничего общего с тем, что продается в большинстве магазинов электротоваров

Тут все то же самое, как и мебелью или одеждой. Есть уродливые диваны, есть и уродливые люстры.

Какие люстры сейчас в моде?

Сначала об ужасном. Но перед этим поясню, что для меня это самая сложная часть статьи, потому что я на самом деле плохо себе представляю, как объяснить что красиво, а что нет словами. Даже если показать, то все равно же надо как-то объяснить почему одно красиво, а второе страшно. Допустим для меня это очевидно, я ориентируюсь просто на свой вкус. Если мне по вкусу, то красиво, нет, значит уродливо. Как ни крути, но это же по большому счету вкусовщина и какой-то истины в этом вопросе нет и быть не может по определению

А лично я, оценивая что-то, смотрю на формы, пропорции, вообще цепляет чем-то взгляд или нет, задерживает ли на себе внимание,. Попробую выделить основные моменты на которые стоит обратить внимание

Сейчас главный тренд на люстры — металл. Есть и другие темы — пластик, стекло, ротанг, ткань, но металл как был главным материалом, так и остается. Особенно популярны латунная и медная арматура. Это самый модный писк 🙂 Но их в бюджетном сегменте, как обычно, днем с огнем. Выбор очень скуден. Пару лет назад мировые топы дизайна, имеющие свои линейки освещения , например Келли Уестлер и Джонатан Адлер, вернули в обойму хром и никель. Помню даже слоган какой-то в духе: серебро возвращается

Но с ним все немного сложнее , в матовом исполнении практически все определенно да (если уж заморочились над текстурой, то дизайн обычно хороший), а полированный никель и хромировка — очень осторожно. Сейчас объясню почему

Если люстра желтого и красного металла (и матовая и полированная) за счет своего цвета практически сразу становится модной. Но когда речь идет о серебристом металле,то этого недостаточно. Тут на первую роль выходит форма. Потому что весь хлам и ширпотреб на 90% — хромированный. Я сейчас покажу несколько примеров.

Самые ужасные люстры:

Полированный хром и цветочки-завитушки и вообще завитушки, волны в стиле гипсокартоновых арок и прочих загогулин на потолке. Это как бы модерн, но колхозный модерн (дизайнер люстры может быть со мной не согласен).

Полированный хром и галогеновые лампочки. Мне лично напоминает пепельницы.

Я вообще и вспомнить не могу сходу люстру с хорошим дизайном и галогеновыми лампочками. Даже дорогие. Это не зависит от цены. Если поискать, то можно что-то найти, но большинство недорогих (и часто дорогих) — блестящий треш. Я правда не могу подобрать слов и аргументов почему это уродливо, но это уродливо.

Полированный хром и светодиодные лампочки.

полированный хром (и полированный металл под золото) в сочетании с цветным стеклом, цветочками + галоген.

Вообще эти модели, кстати, пользуются довольно большим спросом. Они вроде бы еще на пульте управления. Не знаю, не знаю… может сами менеджеры постят восторженные отзывы. Вообще все это самый обыкновенный дешевый/колхозный, если хотите (даже если сама люстра дорогая) псевдогламур. Никогда-никогда-никогда не вешайте в свою гостиную что-то подобное.

Лучше обратите свое внимание на совершенно другие модели. Самая актуальная форма сейчас — футуристическая и сохраняется тренд на минимализм

Это всякие палочки, трубочки, шары, «ёжики», линии, цилиндры, пластины — любые простые геометрические формы. Это относится к люстрам из любого материала: в т.ч. из полированного и крашенного металла, пластика, стекла, ткани. И еще у модной люстры может совсем не быть плафонов (но это не непременное условие).

Еще раз повторю признаки современных актуальных модных люстр, совсем не обязательно чтобы все они присутствовали одновременно:

  • футуристическая форма;
  • геометрические элементы;
  • матовый желтый, красный металл (медь, латунь и сплавы);
  • могут отсутствовать плафоны (дань актуальному в последние несколько лет минимализму).

Они выглядят вот так:

И еще один последний важный вопрос. Должна ли люстра строго соответствовать стилю комнаты? Если вы пойдете именно этим путем, то не ошибетесь. Промахнуться будет практически невозможно. Но, вообще это совсем не обязательно. Дизайнерские люстры 70х годов, индустриальные ,хорошо вписываются в классические интерьеры, получается такая осовремененная классика, а классические наоборот прекрасно выглядят в современных.

Как и какую люстру выбрать под натяжной потолок

Если вы не знаете, какую осветительную конструкцию покупать для натяжного потолка, обратитесь к специалистам, они подскажут, что при выборе нужно учитывать размер, форму изделия и общий интерьер. Для небольшой комнаты достаточно одного светильника в центре потолка, а для больших помещений – несколько осветительных конструкций и точечное освещение.

В продаже имеются приборы горизонтального и вертикального типа. Для низких потолков больше подойдут первые, а для высоких – вторые.

Универсальный вариант – люстры со штангой, длину которых можно регулировать. С последним видом светильников применяют даже лампы накалывания.

При выборе осветительных конструкций следует учитывать материал их изготовления:

  1. Металлические – долговечные, прочные, просты в уходе. Однако они могут повредить декоративное покрытие, требуют надежного крепежа.
  2. Стеклянные – изысканные, и легко очистить от загрязнений. Но нужно следить, чтобы острые детали плафонов не повредили полотно.
  3. Деревянные люстры редко сочетаются с элегантными натяжными потолками. Кроме того, они сложны в уходе.
  4. Пластиковые – не перегреваются, легкие, оригинальные на вид. Однако со временем такие плафоны теряют яркость.
  5. Текстильные – красивые, нетяжелые, дополняют изысканное натяжное покрытие. Однако за ними тяжело ухаживать и для них запрещено использовать обычные лампы.

Вы сами должны решить, какую люстру приобрести для декоративного покрытия, взвесив все за и против.

По размещению

Важно правильно разместить люстру, чтобы получить качественное освещение. Для квадратной комнаты светильник лучше расположить в центре

В прямоугольных или больших помещениях устанавливают 2 – 3 одинаковых прибора, размещенные симметрично друг другу, или 1 люстру и светодиодные светильники по краям потолка.

Если комната имеет сложную форму, то светильник нужно разместить поближе к определенной зоне (обеденная, рабочая и т. д.).

По цвету

Люстры светлых оттенков или прозрачные подходят для любых помещений. Цветной светильник должен вписываться в общую палитру комнаты.

Белые плафоны делают интерьер торжественным, элегантным, песочные – уютным, расслабляющим. Красные, зеленые, синие люстры должны перекликаться с элементами интерьера. Светильники коричневого цвета добавляют уюта в помещение. Черные люстры удачно сочетаются только с оригинальным дизайном.

Выбор формы: с рожками, подвесы или плафоны-тарелки

Рожковые люстры считаются наиболее популярными, но лучше выбирать изделия, с лампами, которые устремлены вниз и в стороны. Это поможет защитить ПВХ-пленку от повреждения, кроме того, будут отсутствовать неприятные световые эффекты. Рожковые модели можно установить в гостиную.

Форма плафонов-тарелок достаточно простая и лаконичная. Однако следует покупать модели со специальными отражателями, которые защитят покрытие от перегревания. Люстры-тарелки подходят для спальни, также их можно установить в детскую комнату.

Классические подвесные светильники выглядят торжественно и изысканно. Выбирайте изделия, которые имеют закрытые плафоны и длинные подвесы, чтобы освещение было качественным. Такие конструкции подходят для зала или любого другого высокого помещения.

Самые популярные схемы

Стандартные схемы расположения светильников на потолке характеризуются простыми геометрическими формами:

  • Круглая. Подходит для квадратных помещений. Круг обеспечивает равномерную подсветку по центру, но оставляет темные углы — из-за такого эффекта маленькая комната визуально будет выглядеть еще меньше. Чтобы этого избежать, добавьте на стены бра или дополнительные точки подсветки в углах.
  • Овальная. Аналог круглой в прямоугольных комнатах. Отлично подсвечивает по периметру, но центральная часть может казаться темной — решается установкой люстры.
  • Квадратная. Используется в таких же пространствах, помогает осветить периметр. Чтобы центр не казался темным, добавьте люстру.
  • Прямоугольная. Для вытянутых комнат. Работает как овальная, чаще всего требует люстру или дополнительный ряд светильников по центру (2 квадрата с одной общей стеной вместо прямоугольника).

Более оригинальные дизайнерские рисунки (полукруг, звезда, волна и другие) с применением люстры и без нее, ищите на фото.

Если нужно распределить по натяжному потолку точное количество светильников, изучите рекомендации ниже:

  • 5. Удачный пример размещения светильников в количестве 5 штук — квадрат или прямоугольник с центральной точкой на потолке. То есть строится 4 угла и строго по центру добавляется пятая вершина. Этот способ подходит для монтажа в спальнях, гостиных, кухнях, ванных комнатах. Узкие коридоры лучше подсветить зигзагом или прямой линией.
  • 6. Простая схема — 2 ряда по 3 штуки. Но есть и более оригинальные варианты: 4 в каждый угол и 2 для подсветки определенной зоны (диван в гостиной, рабочая в кабинете).
  • 7. Нечетное количество удобнее поделить — например, 5 разместить полукругом, а оставшимися двумя подсветить нужные зоны. Для равномерного распределения используйте схему 3:1:3 (она же 2:3:2), когда в центр комнаты помещается 3 лампы, а по краям по 2.
  • 8. Если достаточную мощность даст только 8 ламп, распределить их можно ромбом — но в этом случае обязательно досвечивать углы настенными лампами. Вариант для квадратных помещений — 2 ряда по 4. В вытянутых длинных линий лучше избегать — попробуйте схему 3:2:3.

Общее освещение кухни: как не напортачить

Выше мы уже поясняли, что 150 лк (люксов) — это минимальный порог освещенности, рекомендуемый госстандартом

Соответственно, при организации общего освещения важно не опуститься ниже этого значения, иначе кухня получится некомфортной для использования

Главным элементом во многих интерьерах до сих пор считается центральная люстра. Однако далеко не всегда она удобна: во время готовки вы легко можете заслонять своей головой поступающий от нее свет. Поэтому оптимально в поддержку ей (либо на замену) отрядить еще парочку дополнительных светильников, расположенных аккурат в месте готовки и обеденной зоне.

Советы дизайнера Ирина Полякова основатель интерьерной студии, архитектор и дизайнер интерьера. Основное направление работы — дизайн кухни При составлении проекта нужно помнить, что центр размещения главной люстры не совпадает с центром комнаты вообще. По простой причине — гарнитур, расположенный у стены, отнимает определенную часть потолка. Учитывайте этот момент, если склонны к перфекционизму и вас неистово раздражает любая ассиметрия.

Набросайте свой план освещения комнаты на бумаге. Вы должны четко знать планировку своей кухни: где расположены зоны, как лучше организовать подключение к сети. Именно на этой стадии можно предупредить появление конфликтов. Например, когда не получается организовать правильный выпуск для подсветки или вставить выключатель в удобном месте.

Если места мало, то от крупных светильников можно отказаться: прекрасно справятся со своей функцией споты. В просторных помещениях можно построить общее освещение по классической схеме:

  1. центральная люстра;
  2. подвесные светильники над обеденным столом и столешницей;
  3. точечные — по периметру.

Самые распространенные ошибки при организации связаны с распределением светового потока между зонами. Требуется соблюдать баланс, чтобы конечный сценарий не раздражал своей низкой оптимизацией и не мешал готовить и кушать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебельный VAG
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: