Рим – родина барокко
Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.
В 1593 году в Риме начинает творческую деятельность реформатор живописи Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации могущества. Барокко − стиль, который может их возвысить.
Бюджетный стиль барокко
Сегодня этот элегантный стиль с помпезным декором сложно воссоздать полностью. Но любители романтического стиля и богатого интерьера могут использовать многие элементы барокко. Просто запомните несколько основных правил:
Можно | Нельзя |
классические варианты освещения: огромные люстры плюс настенные светильники для гостиной, симметричные светильники в спальне, настольные лампы | использовать подделки |
только сусальное золото, бархат, хрусталь | |
много хрустального блеска, оригинальные детали, украшения с изгибами и завитками | ничего мелкого |
все детали должны быть выразительными | |
взять пример из интерьера здания | современное декоративное освещение |
потолочные светильники запрещены | |
светодиодные лампы исключены | |
завитки, полусвернутые свитки на мебели и стенах |
В маленькой квартире придется отказаться от правила отделывать только большие комнаты. Можно прибегнуть к дизайнерским хитростям, чтобы зрительно расширить комнату в ширину и высоту.
Стиль обуславливает необходимость широкого использования лепнины, резьбы и вышивки. Своими руками можно сделать многое, тем более что на рынке представлено большое количество имитаций, например, поролоновой и полиуретановой лепнины.
Также золочение можно имитировать специальной краской.
Придется потратиться на дерево, мрамор и мозаику, дорогие ткани. Но отделку уже можно провести своими силами. По правилам жанра на материалах нельзя экономить.
Мебель, так как она играет важнейшую роль в интерьере барокко, придется покупать дорогую. Также понадобятся хорошие копии картин и скульптур эпохи Возрождения.
В любом случае, если вы остановите свой выбор на этом стиле, вам придется серьезно потратиться. Но никакой другой интерьер не будет таким роскошным и не сможет подчеркнуть статус и вкус хозяев дома.
Ключевое различие — искусство барокко и искусство эпохи Возрождения
Искусство барокко и искусство Возрождения — это две формы искусства, между которыми можно различить ключевое различие. Искусство барокко — это искусство, зародившееся в Риме. Искусство барокко стало популярным благодаря своей сложной и противоречивой природе, а также способности вызывать эмоции. Искусство эпохи Возрождения сочетало в себе влияние природы, классической учености и индивидуальности человека. В ключевое отличие между этими двумя формами заключается в том, что пока Искусство барокко характеризуется витиеватыми деталями, искусство эпохи Возрождения характеризуется слиянием христианства и науки с целью создания реализма через искусство..
Значение термина
Ни одно происхождение названия стилей в истории искусства не вызывает столько споров, сколько «барокко». Впервые термин употребили в XVIII веке Иоганн Иоахим Викельман (Johann Joachim Winckelmann) и Франческо Милициа (Francesco Milicia). Историки искусства вкладывали в эпитет «барочный» негативный смысл и применяли к творчеству, противоречащему правилам эстетики классицизма.
В списке представлены примеры толкований термина:
- Название относится к фигуральному искусству
- Язвительная насмешка, негативный смысл: нелепый, странный, «с причудой»
- Barroco (французский язык) – дурной, вычурный, неестественный вкус
- Perola barroca (португальский) – нестандартная жемчужина без оси вращения (термин ювелиров)
- Barocco (итальянский) – приём софистики; форма логики, приводящая к абсурду
- Bis-roca (латынь) – камень скрученной формы. Драгоценный минерал, но с дефектом. Имитация красоты
- Barocco (итальянский) – термин связан с именем крупнейшего художника раннего барокко
- Федерико Бароччи (Federico Barocci) – крупнейший итальянский художник и график эпохи позднего маньеризма и раннего барокко.
- Заимствование из архитектуры центрально-азиатских турок (сельджуков)
Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Рубенс. Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер(1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Характерные черты барокко
Для начала стоит отметить, что барокко очень часто путают с рококо. Последний моложе на 100 лет и, хотя имеет много общего со стилем барокко в интерьере, всё же акценты расставляются на других вещах. Характерными чертами итальянского интерьера 17 века считаются:
-
Обилие пространства: в этой тематике оформляются лишь помещения с большой площадью – малогабаритные комнаты «душатся» обилием роскоши. -
Ослепительная роскошь: везде позолота, лепнина, рисунки, мрамор – всё это зачастую сливается в некоторые излишества, считающиеся, тем не менее, вполне нормальными. -
Симметричный дизайн: как и в классике, предметы интерьера и декор располагается в пространстве симметрично, как отражение в зеркале. -
Мебель: массивная, из дорогих материалов, резная, позолоченная, словом – роскошная. -
Обилие декора: золото, розетки и прочие лепные конструкции создают вычурный и кричащий дизайн. -
В качестве отделки стен часто используются росписи и фрески. -
Цветовая палитра яркая, зачастую контрастная.
Отличие рококо от вышеупомянутого стиля заключается лишь в большем количестве мелкого декора, мифологических мотивах в отделке и украшении, а также более спокойной пастельной гамме без резких контрастов.
Дворцовый стиль в комнате.
Credit: @
Роскошь и позолота в декорировании.
Интересно узнать о стиле модерн в интерьере и его богатом виде.
Неприкрытая роскошь барокко.
Яркие цвета в дизайне комнаты.
ВАЖНО: выбор стиля барокко в интерьере сопряжен с огромными финансовыми тратами – будьте к этому готовы.
Стиль барокко в архитектуре
Архитектурный стиль барокко отличается динамичностью и сложными формами. Общие черты:
- Величие и контраст.
- Богатая обработка поверхности.
- Ярко окрашенные потолки.
- Крупно — масштабные фрески.
- Использование гипса и лепнины, мрамора или искусственной отделки.
- Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.
Кроме того, стиль барокко в архитектуре характеризуется большими открытыми пространствами с высокими куполами над головой. Это позволяет свету проникать в комнату. Купол – типичный символ барокко в архитектуре, символизирует союз Неба и Земли.
Здания имеют типичное оформление входа. Гирлянды, завитки, ломанный или изогнутый фронтон, щедро украшенная часть прямо над входом.
Материалы в архитектуре барокко
Архитекторам нравилось комбинировать разные строительные материалы, в том числе красный кирпич, бело-синий камень, часто добавляли позолоту, смешивали различные краски. Техника строительства предполагала применение натурального камня, бронзы, поверхности штукатурились. В качестве декора применялся хрусталь.
Декоративная отделка
Для стиля барокко характерно обилие орнаментов снаружи и внутри здания. Это продиктовано желанием церкви передать чувство триумфа и жизнерадостности в религиозных зданиях, превратив их в рай на земле. Декором служили персонажи библейских сюжетов. В отделке присутствует театральный элемент. Одним из типичных элементов являются маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Они устанавливались над входной дверью, аркой, окнами.
Типичным приемом отделки является установка кариатид и атлантов. Предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады. Довольно часто на одном здании размещались языческие боги и католические святые. Так подчеркивалась нереальность происходящего. Декору придавали монументальность, применялась орнаментальная лепка, мистические символы, знаки.
Архитектурные приемы
Для архитектуры барокко характерны приемы раскреповки в середине фасада. Часть стены выдвигалась вперед либо задвигалась назад. Так достигалась гармония и выразительность в композиции сооружения.
Особенностью барокко является применение выпукло-вогнутых линий фасадов, балконов, башен, использование овалов и окружностей. Особенно это заметно при отделке оконных проемов. Популярны овальные, французские, арочные, в виде полусферы.
Выбор витража
Рассматриваемый вид декора представлен на рынке не только разнообразными видами – витражи даже выполняют в разной технике. Наиболее распространенными из них считаются:
- Пленочный витраж – его сможет выполнить даже неопытный человек, без какого-либо художественного образования. Рисовать и придумывать какие-то изображения при использовании пленочных витражей не понадобится – достаточно лишь оклеить отделочным материалом стекла. Наклеивается такая «витражная пленка» по принципу тонировочной пленки на автомобили – стекло зачищается от грязи и жира, с пленочного витража снимается защитный слой, одним точным движением наносится подготовленная пленка на очищенное стекло, все тщательно разглаживается/распрямляется.
- Стеклянная мозаика – тут тоже все достаточно просто. Сначала выполняются разноцветные фрагменты из закаленного стекла, а затем все собирается в задуманную композицию. Отлично мозаика подходит для оформления оконных и потолочных витражей – изображение получится визуально более объемным.
- Витраж в стиле «фьюзинг» — сложное производство такого типа витража делает его дорогостоящим товаром. Сначала на стеклянную поверхность наносится рисунок, затем на него выкладываются небольшие фрагменты стекла в точном соответствии с уже исполненным цветовым решением, потом полотно кладется в печь для запекания.
- Технология Тиффани – это классика выполнения витражных стекол. Суть изготовления: изготавливаются небольшие стеклянные фрагменты нужной формы и цвета, затем они собираются в единую композицию, где все фрагменты между собой скреплены с помощью медной фольги.
- Травленый витраж – производство таких элементов декора подвластно только специалистам. Суть в следующем: на стекле с помощью специальной кислоты наносятся глубокие контуры будущего изображения, эти линии просто выжигаются агрессивным веществом.
- Псевдо-витраж – его еще называются расписным, считается самым простым и незатейливым украшением помещения. Все просто – на стекло просто наносится изображение обычными красками. В магазинах имеются в продаже даже специальные трафареты – с ними расписать стекло под витраж сможет и далекий от изобразительного искусства человек.
Роль церкви. Контрреформация
Историк классического искусствоведения Джулио Карло Арган (Италия) назвал время итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начинают церковно-политическое движение − Контрреформацию.
Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами
Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).
Возникновение барокко в Италии
Стиль зародился в эпоху позднего Ренессанса. Он объединил в себе стремление к архитектурной выразительности и сдержанность. Пышность и роскошь в архитектуре достигались использованием минимального количества средств.
Такой подход полностью удовлетворял потребности дворянства и буржуазии в период экономического кризиса.
Архитектура барокко использовалась как при строительстве культовых сооружений, так и для возведения жилых домов аристократии. Здания, возведенные в стиле барокко, отличались не только красотой, но и удобством использования и безопасностью. В своем развитии стиль прошел 2 этапа:
- Ранний (рубеж XVI-XVII в.). Поскольку этот период приходился на пик экономического кризиса, барокко развивалось только в Риме и его окрестностях. В это время был возведен собор Святого Петра в Ватикане, который принято считать образцом раннего барокко.
- Зрелый (вторая половина XVII-XVIII в.). В стиле зрелого барокко была возведена колоннада на площади перед собором в честь апостола Петра. Во второй половине XVIII в. стиль начинает распространяться на другие крупные города Италии. Примером позднего барокко может служить церковь Сан-Лука в Болонье. Святая обитель была задумана в другом стиле. Однако в 1770-х гг. она приобрела барочные черты благодаря архитектору Карло Франческо Дотти.
Выбор цветовой палитры
Цвета подбираются исходя из размеров комнаты, но все же предпочтение отдается оттенкам бордового, изумрудного, синего в комбинации с золотом и серебром в декоре. Белый и бежевый также являются основными цветами интерьера, которые комбинируются с дополнительным оттенком.
Для барокко характерен контраст цветов, поэтому в умеренном размере можно сочетать теплые и холодные цвета на фоне светлых тонов с золотой отделкой. Однотонные обои также уместны, можно использовать растительный рисунок или орнаменты.
На фото просторная гостиная в стиле барокко, где окна и их текстиль служат главным акцентом комнаты и находятся в гармонии с другими цветами интерьера.
Полное барокко (1625 — 1660)
В этот период барокко закрепилось как движение в большем количестве искусств, а также в разных странах.
Архитектура барокко стала проявлять себя во всем своем великолепии в разных городах Италии и Испании. Картина распространилась по Европе; Диего Веласкес был одним из самых выдающихся художников этого периода и барокко в целом.
Архитектура барокко задала тренд для большого количества европейских и даже латиноамериканских зданий.
Он был сосредоточен на больших орнаментах, а также на богато украшенных куполах и интерьерах с последовательностью просторных комнат, заканчивающихся главной спальней.
Литература внесла в это течение новые возможности. Некоторые из ведущих европейских представителей прибыли из Англии, Испании и Франции, такие как Уильям Шекспир, Педро Кальдерон де ла Барка и Жан Расин. Среди самых популярных литературных жанров были драма и поэзия.
Случай с Испанией особенный, поскольку считается, что в эпоху барокко развивалось то, что было известно как золотой век испанской литературы, с появлением, среди других авторов, Мигеля де Сервантеса, первого романиста.
Весь период барокко сосредоточился не только на изобразительном искусстве; его элементы были взяты в качестве объекта изучения и размышления поколением философов, таких как Рене Декарт, Джон Локк, Фрэнсис Бэкон.
Это был этап, на котором развивалось смешанное мышление: сочетание новых идей со старыми религиозными традициями.
Барочная концепция строительства: архитектурная скульптура
Другим и решающим последствием концепции здания как единой массы было то, что строительство больше не рассматривалось как сумма отдельных частей – фасад, план, внутренние стены, купол и т. д. – каждый из которых может рассматриваться отдельно. В результате традиционные правила, определяющие планирование этих частей, стали менее важными или были полностью проигнорированы. Например, для архитекторов эпохи Возрождения фасад церкви или дворца представлял собой прямоугольник или ряд прямоугольников, каждый из которых соответствовал этажу здания. Для архитекторов в стиле барокко фасад был всего лишь частью здания, которое было обращено наружу, одним элементом единого объекта. Разделение на этажи обычно сохранялось, но почти всегда центральная часть фасада была организована со ссылкой на то, что было выше и ниже, чем на то, что стояло с обеих сторон: другими словами, ему придавали вертикальный упор и тягу, был сильно контрастирован с практикой горизонтального деления по этажам.
Кроме того, на фасаде элементы – колонны, пилястры, карнизы или фронтоны – выступающие от поверхности стены, по-разному связанные с центром, которые таким образом стали доминировать над сторонами. Хотя на первый взгляд такой фасад может казаться разделенным по горизонтали, более тщательное рассмотрение показывает, что оно организовано вертикально, как бы фрагментами. В центре находится более массивный, более важный раздел, а стороны кажутся менее весомыми. Окончательный эффект – это здание сформировано в соответствии с скульптурными концепциями, а не составлено в соответствии с традиционным видом архитектуры.
Здание в стиле барокко сложное, удивительное, динамичное: для того, чтобы его характерные черты были полностью поняты, или для того, чтобы они выделялись на видном месте, ему нужно поймать свет определенным образом. Именно это требование привело к тому, что скульпторы барокко достигли ряда инноваций.
История возникновения стиля барокко
Понятие барокко ввели в обиход в 1850 году для обозначения стиля, сформировавшегося еще в период правления Людовика XIV во Франции, Петра I в России. Это дворцовый стиль, сформировавший пышный облик знаменитых монументальных архитектурных ансамблей – Версаля, Петергофа, Шёнбруна. Шествие этого стиля по миру началось с Западной Европы. Разрозненные немецкие княжества, итальянские и французские города первыми увидели роскошь и великолепие зданий и интерьеров барокко.
В Россию стиль проник немного позже. Только в конце XVII века свои резиденции в европейском стиле оформляют Голицын, Нарышкин, после стиль добирается в Санкт-Петербург. Стиль зданий, возведенных в то время, называли по имени правителя (владельца собственности). До сих пор существуют такие понятия, как голицынское или петровское барокко.
Архитектурные формы барокко – это овал, прямоугольник, квадрат, круг. Симметричное, правильно выстроенное помещение с прямыми углами и окружностями характерно для интерьеров барокко. Исторические интерьеры в стиле барокко украшали колоннадами, лестничными маршами с мраморными балясинами, порталами с росписью и скульптурой.
В XVIII веке стиль барокко в интерьере стал еще более помпезным, утратилась симметричность и цветовая насыщенность обстановки. Комнаты стали оформлять более женственно, ажурно. Еще больше в интерьерах стало позолоты и завитков. Так, постепенно барокко трансформировался в рококо. Однако, в отличие от барокко, его использовали только для создания интерьеров. Зданий в стиле рококо не строили.
Известные картины
Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.
«Менины» (Веласкес, 1656)
МениныДиего Веласкес
Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.
«Медуза» (Караваджо, 1598)
МедузаКараваджо
Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).
«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)
Воздвижение Креста ГосподняПитер Пауль Рубенс
Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».
«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)
Девушка с жемчужной серёжкойЯн Вермеер
Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.
«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)
Возвращение блудного сынаРембрандт
Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.
«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)
АвтопортретАнтонис ван Дейк
Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.
«Даная» (Рембрандт, 1647)
ДанаяРембрандт
Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.
«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)
Смерть МарииКараваджо
Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.
«Три грации» (Рубенс, 1623)
Три грацииРубенс
Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.
«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)
Вид ТоледоЭль Греко
Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.
Дополнительная информация о витражах
Рассматриваемый вид декорирования помещений обладает преимуществами и недостатками, впрочем, как и любой предмет. И следует знать слабые и сильные стороны витражей, чтобы сделать грамотный выбор.
Положительные свойства/качества витражей:
- витраж может располагаться в любом стилевом решении интерьера – отлично такой элемент декора смотрится и в стиле хай-тек, и в стиле модерн, и даже в стиле барокко;
- он отлично преломляет свет, делая его лучи действительно окутывающими, дарящими уют и комфорт;
- рассматриваемый декор можно расположить в помещении любой площади, даже самой маленькой – уж место для ниши, светильника или столешницы найдется в любом случае;
- витраж сам по себе является вычурным декором, поэтому мудровать с какими-то дополнительными элементами, предметами не нужно.
Минусы витражей дизайнеры не называют – считается, что такой декор не привнесет в помещение дисгармонию при грамотно подобранном цветовом решении. Но следует учитывать – все, что уникально – дорого, иногда стоимость таких изделий может доходить просто до астрономических сумм. Это относится и к витражам – они оригинальны, уникальны и стоят весьма недешево.
Многие задаются вопросом, насколько целесообразно и практично использовать витраж в оформлении жилых помещений? Ответ дадут дизайнеры и те, кто уже активно использует рассматриваемый вид декора:
- в качестве напольного покрытия использовать витражи неразумно – это утверждение касается только тех помещений, в которых наблюдается большое скопление людей (для ванной такой пол вполне уместен);
- светильники, столешницы и зеркала с витражами полностью выполняют свои обычные функции – декор в таком случае выполняется из специального закаленного стекла;
- потолки и ниши с витражами придадут комнате изысканности, но использовать их нужно только поодиночке – слишком много витражей будут перегружать восприятие интерьера.
Витражи в интерьере – это всегда оригинально и стильно. Независимо от того, насколько ваш дом или квартира изысканны, роскошны и презентабельны, рассматриваемый вид декора сделает их уютными и комфортабельными, с нотками эксклюзивности.
Барокко в архитектуре
Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.
Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене
Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.
Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.
Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.
Стиль «Петровское Барокко»