Средневековая простота и роскошь интерьера: романский стиль. дом в средневековом стиле

Дизайн потолка

Потолочное пространство в средневековом стиле подразумевало конструкцию, обеспечивающую перекрытие между этажами. Она представляла собой основание из досок, опорой для которых служили грубые неотесанные бревна, или в более позднее время – квадратный брус. Позже эта манера переросла в главную опознавательную черту георгианского стиля.

Для оформления потолка можно использовать конструкционные деревянные балки или сделать их имитацию из досок или панелей

Применительно к домашнему интерьеру вместо массивных бревен можно приобрести полимерные конструкции похожей фактуры. При строительстве дома на этапе составления плана сразу можно предусмотреть перекрытия из бруса.

Основные особенности


Романская средневековая архитектура – это архитектура неприступных крепостей, величественных замков и суровых храмов, поэтому реализовать ее в современном доме не получится. А вот воссоздать атмосферу сдержанности и благородства вполне по силам. Как говорится, мы принимаем бой! Итак, к основным особенностям романского стиля относятся:

  • массивность, строгость, отсутствие излишеств
  • толстые стены, окна-бойницы, мощные колонны
  • полуциркульные каменные арки и своды
  • простая мебель
  • минимум декора
  • рыцарская тематика
  • витражи, подсвечники, светильники, ткани и ковры
  • наличие очага или камина

Общая характеристика орнамента

Так же, как орнаменты эпохи Меровингов и Каролингов, романская орнаменталистика была обращена лицом к своему римскому прошлому. Грань между этими стилями тонка и не всегда заметна, порой разделение чисто временное, условное. Римский орнамент, как и романский, в конечном итоге был призвал продемонстрировать величие, но если в Риме это было реализовано на строго выверенном математическом просчёте, то в Романском орнаменте это почти напрочь отсутствует.

 Аббатство Сент-Фуа

Романский орнамент родился и сформировался на платформе духовности, религиозной Христианской идеи, но при этом вобрав в себя традиции византийской, греческой и кельтской орнаментики. В романском орнаменте присутствуют мотивы зооморфного орнамента, элементы плетёнки. Хотя мотивы кельтского орнамента в романском стиле потеряли свою знаменитую асимметричность, приобрели другие очертания, но кельтская пластика живёт в романском декоре.

В Европе того времени присутствовало множество того, что оставили за собой римляне: это были не только дороги и акведуки, но и крепостные стены, величественные храмы и башни. На базе всего того, что было когда-то составной частью Римской империи, и возник новый стиль. Зодчество Рима тоже было мощным, но оно опиралось на идею красоты и гармонии, которую они почерпнули у греков. Орнамент нового романского архитектурного стиля утерял свой нарядный и праздничный вид, который так ярко проявлялся в античном греческом декоре и в византийском орнаменте. Все детали восточных орнаментов в романском стиле стали более грубыми, а композиция утеряла свою былую стройность.

 Портал собора в Линкольне, Англия.

Орнамент романского стиля имеет особенную структуру, являясь своеобразным посредником между духовным и чувственным миром, и именно он явился символом средневековья, порталом в самый яркий средневековый стиль – Готику. 

Классические черты романского стиля

Свое название архитектурный стиль получил в XIX веке на ассоциациях со словом «Рим». Действительно, он возник на руинах великой римской империи, впитав в себя основные черты античного искусства и византийской культуры раннего христианства. Отсюда романскому стилю присуща геометрическая простота конструкций и предельный аскетизм интерьера.

Средневековый интерьер — прежде всего арочные своды, винтовые лестницы, квадратные зубцы бочкообразных или прямоугольных башен. Все они имеют историческую предопределенность. Ведь раздробленные феодальные княжества постоянно находились в междоусобных войнах, и любой рыцарский замок, прежде всего, был неприступной крепостью. Толстые мощные стены, небольшие двери и окна, — все служило для надежной обороны от неприятеля.

Романскому интерьеру, как и средневековым воинам, чужды роскошь и яркие краски. Разве что отдельные акценты в виде замысловатых витражных узоров или рыцарских щитов и флагов. Здесь уместны приглушенные тона натуральных материалов — природного камня, мореного дерева, кованого железа.

Разнообразные элементы средневекового (романского) стиля так или иначе могут присутствовать в современных интерьерах. Как именно — смотрите в фотографиях в этой статье.

Мебель

Мебель в средневековых замках, крепостях и храмах была простой, громоздкой и грубой в исполнении. Ничего лишнего – только необходимый для жизни минимум: кровать, сундук, стулья, стол. Приходилось как-то выкручиваться, поэтому сундук превращался то в кровать, то в скамью, то в место для хранения вещей.

1. Швейцарский сундук, ранне-средневековая конструкция

2. Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

3. Скандинавское кресло, XII в.

4. Шкаф с кованой обшивкой

5. Шкаф из ризницы церкви, XIII в.

6. Французский кованый сундук, XIII в. Музей Карнавале, Париж

7. Раннесредневековый точеный стул

8. Точеное кресло, XI-XII в., Аспё

9. Лонгобардский сундук из собора в Террацине, VIII в.

10. Церковный сундук на ножках с ложными аркадами, переходная форма к шкафу, XII в.

Большое внимание уделяли изготовлению мебели для сидения – высота стула и его спинки указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было, поэтому конструкцию красили или обтягивали холстом и покрывали слоем гипса

По углам мебель скреплялась металлическими накладками. Позднее ее начали декорировать резными элементами и коваными деталями.

Оформление помещений в романском стиле

Для освещения помещения подойдут подсвечники под старину, стилизованные светильники и большой камин. Все эти источники освещения помогут создать очень уютную обстановку. Для более полноценного освещения может быть использована и массивная люстра.

Стены в романском стиле

Для отделки стен в помещении лучше использовать натуральный или декоративный камень. Также для отделки подойдет и однотонная декоративная штукатурка. Если есть возможность можно создать гипсокартонные колонны, которые должны быть обязательно соединены с аркой.

Усилить эффект помогут и схематичные барельефы, развешанные на стенах. Для украшения стен можно использовать фрески, вставки и темной древесины и мозаику. Но не стоит слишком увлекаться украшением стен, так как декоративные настенные элементы для романского стиля не характерны. Хорошо впишутся в интерьер гобелены, чучела животных, зеркала в огромных бронзовых рамах, картины.

Пол в романском стиле

Список отделочных материалов для оформления пола в романском стиле довольно ограничен. Возможно использования грубой керамической плитки или ламината «под камень». Однако идеальным вариантом является хорошо обработанный, натуральный камень.

Мебель и предметы интерьера в романском стиле

Для романского стиля характерны натуральные цвета: все оттенки белого, зеленый, приглушенно красный, коричневый.

Вся мебель в романском стиле имеет очень грубые, массивные формы и совершенно примитивную конструкцию. Мебель расписывали вручную или просто красили несколькими слоями краски, обивка же, в то время совершенно не применялась. Мебель стали украшать коваными декоративными накладками или резьбой по дереву только в самом позднем периоде романского стиля. В качестве мебели, в основном, использовали достаточно низкие, массивные скамьи, которые ставили вдоль стен. Немного позже в интерьерах стали появляться и стулья. Причем, высота спинки этого предмета интерьера отражала уровень знатности хозяина. Кроме того, на стульях имели право сидеть только главы знатных и богатых семейств.

В интерьерах в романском стиле имелись и столы, которые также имели примитивную, дощато-брусочную конструкцию. Такие столы покрывали большими белыми скатертями.

Романский стиль идеально подойдет для оформления спальни. Дело в том, что в позднем романском стиле огромное значение имели кровати. Этот предмет мебели представлял собой раму на низких ножках. Кровати нередко встраивали в стену, это делалось для защиты от сквозняков, которые постоянно «гуляли» по замкам. Кровати знатных особ декорировались дополнительно балдахинами из тяжелых мягких тканей. Закрепляли балдахин на специальный каркас или прикрепляли к потолочной балке.

Широкая кровать с балдахином тоже впишется гармонично в современный романский стиль. Массивная кровать на низких резных ножках должна стать центральной элементом спальни. Украшена кровать должна быть роскошным балдахином. Однако, если в средние века балдахин был защитным средством от холодов и сквозняков, то в современном интерьере спальни эта драпировка является декоративным элементом, поэтому она может изготовлена из более легких материалов. Кровать в спальне лучше оформить так, чтобы она стала настоящим оазисом уединения, комфорта и уюта.

Во времена романского стиля стали появляться огромные окна, которые необходимо было закрывать шторами. В современном интерьере можно использовать многослойные шторы или портьеры из мягких тяжелых тканей.

Романский стиль может показаться неуютным и очень холодным, поэтому его достаточно редко используют при создании интерьеров. Этот стиль подкупает не изяществом, а мощью, поэтому он больше подойдет для коттеджей и загородных домов в замковом стиле. К тому же, романский стиль подразумевает использование грубых, натуральных материалов, которые передают простую ясность жизненного уклада, неприхотливость и ощущение близости к природе.

Формы и материалы

Потолки в романском интерьере либо низкие и сводчатые, либо высокие, окна – конусообразные, стрельчатые. В те давние времена штор и гардин для окон не использовали, они закрывались деревянными ставнями, украшенными металлическими коваными элементами.

В качестве материалов использовались прочные породы камня, реже – мрамор, пол выстилали каменными плитами иди дубовыми панелями, ими же декорировали стены и потолок богатые владельцы. Мебель была исключительно деревянной, преобладали металлические и кованые предметы обихода, утварь, декор.

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Общая характеристика романского стиля

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Пол

Каменный, реже паркетный

Стены

Облицовочный камень или грубая штукатурка, возможно их сочетание

Потолок

Своды, имитация перекрытий в замках

Окна

Полукруглые окна небольшого размера, отдаленно напоминающие бойницы, но более изящные

Двери

Полукруглые проемы, массивные двери

Меблировка

Простые, немного грубые формы

Декор

Вазы, зеркала, подсвечники, статуи и бюсты, похожие на античные скульптуры

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Это интересно: Текстильное декорирование стен (видео)

Особенности романского стиля в живописи, архитектуре и скульптуре

Романский стиль господствовал в Западной Европе X-XII вв.; сформировался он во Франции, а позднее распространился на все европейские государства, находившиеся в сфере влияния римской католической церкви. Название этого нового направления указывало на его связь с искусством древнего Рима. В романском стиле возводились новые христианские храмы (чаще бенедиктинского и цистерианского орденов) и замки, также этот период ознаменовался расцветом книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.

Архитектура храмов

Планировка романских храмов была достаточно простой. Стены складывались из каменных блоков в форме геометрических фигур: параллелепипеда, призмы, пирамиды, конусов и цилиндров. Церковь в плане имела форму латинского креста с двумя короткими сторонами. В конструкции крыши использовались полукруглые и крестообразные своды (иногда скрещивали два полукруглых).

Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые, и переходил в пресвитерий (святилище). Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Характерной чертой романского стиля были полукруглые арки, применяемые в конструкции сводов, окон и порталов. В XI-XII веках постепенно перестали строить отдельно стоящие колокольни, у новых церквей по сторонам главного входа возводились две башни.

Романские здания были очень массивными. Толстые каменные перекрытия были очень тяжелыми, им требовались стабильные опоры, которыми служили толстые колонны, утяжелявшие постройку. Кроме того, романские постройки были невысокими. Чтобы не ослабить стены, окна в них делали совсем небольшие – поэтому в зданиях, построенных в этом стиле, царит полумрак.

Церковь Святого Якова

Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики

Романские здания были тяжелыми и приземистыми. Строили их из обтесанных каменных блоков. Они часто выполняли оборонную функцию, поэтому имели толстые стены и маленькие окна. Постройки готического стиля были стройные и изящные сложенные из кирпича. Они казались легкими, возносящимися в небо. Это впечатление усиливали узкие, высокие, остроконечные окна.

Скульптура и живопись

Романский стиль – прежде всего стиль архитектурный, но это не означает, что в этом стиле не было создано ни одной скульптуры или картины. Однако эти произведения были довольно простыми и «подчинялись» архитектуре, поэтому романская живопись – это главным образом настенная роспись (фрески), а скульптура – прежде всего рельефы, которыми покрывались капители колонн, арки или опорные столбы. При этом изображения человеческих тел не всегда были пропорциональны.

Темами для фресок и рельефов служили сюжеты из Библии и Житий святых. Кроме того, в живописи и скульптуре для создания орнаментов использовали растительные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или фантастических), а также разнообразные гирлянды.

Библия для бедных

Произведения романской скульптуры не только служили украшением храмов – они выполняли и значительно более важную роль. Их заданием было показать людям, как следует жить в соответствии с Евангелием.

На рельефах изображались сцены Библии, показывалось, что после смерти получают праведники и какие муки ожидают грешников после смерти. Поэтому такие обучающие нравственности рельефы или росписи называли Библией для бедных.

Аббатство Клюни

В XI веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых выдающихся памятников романского стиля. Клюнийское аббатство было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная для того времени базилика, которая до возведения собора святого Петра в Риме (XVI-XBII вв.) являлась самым большим христианским храмом. Базилика была 187 метров в длину, а в высоту центральный неф составлял аж 30 метров.

К великому сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась до наших дней в своем начальном виде. В период Французской революции аббатство прикрыли, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться, и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.

Интеграция деталей романского стиля в дизайн современной квартиры

Воссоздать настоящий рыцарский замок эпохи Средневековья в современной квартире у вас вряд ли получится, но привнести в дом некоторые элементы романского стиля вполне реально. Главное – соблюсти баланс между экзотикой и комфортом и со вкусом вписать некоторые черты, присущие замковым залам, в домашний интерьер.

Спальня

Центральное место в любой спальне занимает кровать, и в этом современные квартиры вполне отвечают средневековым представлениям. Постель в интерьере квартиры в романском стиле должна быть большой, массивной и надежной, желательно с каркасом из дерева и хлопковым балдахином, как на фото ниже. В изголовье можно поставить имитацию старинного сундука, который заменит банкетку. Фоном для такой меблировки послужит пестрый восточный ковер на полу из деревянных панелей и оштукатуренные или окрашенные в бежевый, кремовый, нейтральный светлый оттенок стены.

Кухня и столовая

Современную кухню трудно «подогнать» под замковую стилистику, но попытаться стоит. Для отделки пола и стен подойдет керамическая плитка, имитирующая камень, а кухонные фасады должны быть выполнены из дерева в нарочито грубом, рустикальном стиле. Столешницы из искусственного камня, деревянная утварь, медная и керамическая посуда на открытых полках и крючках завершат картину.

Гостиная в романском интерьере квартиры

В гостиной в романском стиле не должно быть мягкой мебели (в те далекие времена диванов просто не существовало), однако для современной квартиры такое требование невыполнимо. Попробуйте найти компромисс, накрыв кресла и диван гобеленовыми чехлами нейтральных расцветок, украсив пол восточным ковром, а стены – картинами с рыцарскими сюжетами.

Ванная комната

Для отделки ванной в романском стиле подойдет плитка, имитирующая натуральный камень с серым или зеленоватым отливом, бронзовые краны и смесители, зеркала в медной оправе. Органично впишется в интерьер квартиры каменная чаша раковины на массивной деревянной тумбе, душевая в той же стилистике и светильники, напоминающие канделябры.

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

«Замковая архитектура»

Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.


Аббатство Мария Лаах, Германия

Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.

Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.


Приорат Серрабоны, Франция

Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.


Капелла кающихся грешников, Больё-сюр-Дордонь.

Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.


Либмургский собор, Германия

Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.

По материалам: wikipedia.org, checheva.wordpress.com, countries.ru

Мебель и декор

В Европе средних веков мебель носила сугубо функциональный характер и поэтому, ее формы примитивны и просты. Никаких комбинаций, двойного назначения и так далее. Все просто – на стуле сидят, а за столом едят. Однако, украшения на предметах меблировки должны присутствовать – резные спинки стульев, кованые накладки и роспись ручной работы. Конструкции, как правило громоздкие и массивные.

На общем фоне выделялся лишь один универсальный предмет – сундук. Он мог служить для хранения вещей, в качестве лавки или кровати, если позволяли размеры. При этом, впоследствии он обрёл ножки и дверцы, что сделало его похожим на приземистый шкаф или подобие современного комода.

Декор представлен растительными и природными мотивами – резные украшения на мебели в виде листьев, кованые накладки таких же форм и разнообразные завитки. Орнаменты могли быть выполнены в виде геометрических форм и композиций. В основном, такие украшения использовались на текстильных элементах. Других специальных украшений данный вид дизайна практически не предусматривает, за небольшими исключениями.

Кровати закрывались сверху балдахинами, которые в средние века помогали уберечь тепло, а в современном мире им досталась лишь декоративная функция. На полах романский стиль предполагает шкуры животных и ковры из натуральной шерсти, а в современном интерьере их заменили имитации шкур и различные виды ковром из современных материалов, хотя, натуральное шерстяное волокно будет только кстати.

Холодное оружие в замковом интерьере

Холодное оружие в интерьере представлено в виде муляжей, желательно из легкого металла или пластика, но можно воспользоваться и деревянными макетами. Кованые изделия, повторяющие форму пищалей, хорошо смотрятся на коврах, которыми декорированы стены.

В целом же, иметь холодное оружие на стене – подвергать свой дом риску, так что подумайте над тем, чтобы его заменить доспехами рыцаря или самим рыцарем в виде скульптуры, которую трудно поднять или разобрать. Это дорогой аксессуар, но если заказать подобную скульптуру или даже целую композицию из алюминия, а затем покрасить это произведение искусства из баллончика, то престиж своему дому и себе вы точно обеспечите.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебельный VAG
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: